427Документов
доступно

Ответ на вопрос

  • Перевозки

    Здравствуйте! При задержке международных вылетов из шереметьево, нам пришлось провести двое суток в аэропорту. Соответственно мы не смогли воспользоваться оплаченным проживанием в гостинице. Вопрос. С кого взыскивать сумму недополученных нами услуг, с авиаперевозчика, по чьей вине произошла задержка или с туроператора - организатора нашей поездки, или с фирмы посредника которой мы непосредственно платили деньги за тур? Заранее спасибо.

     10 марта 2011, 21:33

  • Ответ эксперта

    30 ноября 2011

    Здравствуйте!

    В соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 132-ФЗ) туроператор несёт предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги). Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо. Туроператор отвечает перед туристами и (или) иными заказчиками также за действия (бездействие), совершенные от имени туроператора его турагентами в пределах своих обязанностей (полномочий).

    Согласно статье 4.1 ФЗ № 132-ФЗ в целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (так называемого финансового обеспечения).

    В силу статьи 17.1 ФЗ № 132-ФЗ договор страхования ответственности туроператора либо банковская гарантия должны обеспечивать надлежащее исполнение туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристами и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами. В случае возникновения обстоятельств, указанных в статье 17.4 настоящего Федерального закона, финансовое обеспечение должно гарантировать каждому туристу или иному заказчику, заключившему договор о реализации туристского продукта выплату денежных средств, причитающихся туристу или иному заказчику в возмещение реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, в том числе денежных средств, необходимых для компенсации расходов, понесенных туристом или иным заказчиком в связи с непредвиденным выездом (эвакуацией) из страны (места) временного пребывания.

    Статьёй 17.4 ФЗ № 132-ФЗ предусмотрено, что страховщик обязан выплатить страховое возмещение по договору страхования ответственности туроператора по письменному требованию туриста и (или) иного заказчика при наступлении страхового случая. Гарант обязан уплатить денежную сумму по банковской гарантии по письменному требованию туриста и (или) иного заказчика в случае отказа туроператора возместить реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

    Основанием для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии является факт установления обязанности туроператора возместить туристу и (или) иному заказчику реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, если это является существенным нарушением условий такого договора.

    Под существенным нарушением условий договора о реализации туристского продукта ФЗ № 132-ФЗ (статья 17.4) понимает нарушение, которое влечет для туриста и (или) иного заказчика такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора. К существенным нарушениям туроператором договора о реализации туристского продукта относятся:

    - неисполнение обязательств по оказанию туристу и (или) иному заказчику входящих в туристский продукт услуг по перевозке и (или) размещению;

    - наличие в туристском продукте существенных недостатков, включая существенные нарушения требований к качеству и безопасности туристского продукта.

    При этом установлена возможность предъявить иск о возмещении реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, туроператору либо туроператору и страховщику (гаранту) совместно. Более того, выплата страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или уплата денежной суммы по банковской гарантии не лишает туриста права требовать от туроператора возмещения упущенной выгоды и (или) морального вреда в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

    Таким образом, задержка в перевозке или ненадлежащее качество обслуживания пассажиров влекут ответственность перевозчика, а не туроператора. Однако если в результате задержки рейса турист откажется от дальнейшего путешествия, то ответственность будет нести уже туроператор (в этом случае претензию можно предъявлять также страховщику или гаранту).

    Согласно пункту 1 статьи 795 Гражданского кодекса Российской Федерации за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

    В силу статьи 120 Воздушного кодекса Российской Федерации за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% предусмотренного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от авиаперевозчика.

    Приведенных норм достаточно, чтобы подтвердить сложившееся в юридической литературе и в судебной практике мнение, что ответственность перед туристом, не отказавшимся от путешествия вследствие задержки рейса, за данную задержку несёт авиаперевозчик.

    Так, решение в пользу турфирмы, было принято Постановлением ФАС ВСО от 10.10.2007 № А33-6435/07-Ф02-6412/07. Арбитражный суд указал, что турагентство не может нести ответственность за перенос времени или даты совершения рейса транспортной компанией и утрату багажа туристов. Ответственность за задержку отправления пассажира и за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа ст. ст. 795, 796 ГК РФ, ст. 120 Воздушного кодекса РФ возложена на перевозчика.

    Для получения компенсации нужно предъявить авиакомпании претензию, приложив к ней копии документов, подтверждающих право туриста на компенсацию. Согласно статье 126 Воздушного кодекса РФ пассажир вправе предъявить претензии к перевозчику (заявление можно подать лично или отправить заказным письмом) в течение 6 месяцев с момента прилета - в представительстве авиакомпании в аэропорту назначения или отправления. Компания-перевозчик обязана рассмотреть претензию в течение 30 дней. Если же обращение было проигнорировано в указанный срок или перевозчик отказался выплатить штраф, турист имеет право предъявить иск в судебном порядке. К исковому заявлению в суд нужно будет приложить копии авиабилета с отметкой о задержке рейса (его отмене), счетов по понесенным расходам (например, за гостиницу, питание, телефонные переговоры), а также письменную претензию в адрес перевозчика и ответ его представителей.


    Средняя оценка: 0 (0 голосов)
    Оцените ответ: 
Задать вопрос

На вопросы ответил

Кохан (Азанова) Марина ВасильевнаКохан (Азанова) Марина Васильевна
Специалист научно-исследовательского института регионального законодательства и правовой политики Юридического института СФУ

Все эксперты

Популярное

Эксперты

Все эксперты