427Документов
доступно

Ответ на вопрос

  • Защита прав потребителей

    Уважаемые юристы! У меня в квартире (в многоквартирном доме) стоят индивидуальные счётчики расхода холодной и горячей воды. Ежемесячно я передавал данные о расходе воды в управляющую компанию. Управляющая компания ежемесячно по своему усмотрению увеличивала количество потреблённой мной горячей и холодной воды от 20 до 40%, ссылаясь на показания обще-домовых приборов учёта. Какие либо письменные разъяснения председатель управляющей компании давать отказывается. Вопрос: каким образом и на основании каких документов можно бороться с таким произволом управляющей компании?

    Трубиенко Виктор Николаевич 17 января 2012, 23:57

  • Ответ эксперта

    6 сентября 2012

    Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги:

    холодное водоснабжение;

    горячее водоснабжение;

    водоотведение - отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети;

    электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества;

    газоснабжение;

    отопление.

     

    Согласно ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта РФ), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством РФ.

    Расчет платы за коммунальные услуги производится на основании тарифов (цен), устанавливаемых органами, указанными в ч. 2 ст. 157  ЖК РФ в порядке, установленном федеральным законом.

    Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ N 306 от 23.05.2006г. Оплата гражданами жилья и коммунальных услуг регулируется Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (в ред. N 354 от 06. 05.2011 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам»). В этом Постановлении изложены требования к предоставлению коммунальных услуг, порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги, права и обязанности исполнителя и потребителя.

    С 1 сентября 2012 г. вступают в силу новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354.

    Итак, согласно нормам ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний приборов учета. При отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Считается, что данное положение направлено на стимулирование процессов энерго- и ресурсосбережения в жилищном фонде.

    При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

    Согласно Постановлению № 307 (п.23) при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется по специальной формуле.

    Эта формула учитывает объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме ( пп.1 п.3 Приложения N 2 к Правилам N 307).

    Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 04.05.2012) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") обязанность граждан вносить плату за коммунальные услуги, потребляемые на содержание общего имущества многоквартирного дома, прописана более четко.

    Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещениии плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды (п.40 Постановления № 354).

    Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам №354

    Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11,12,13 и 14  приложения N 2 к Правилам.

    Таким образом, наличие в жилых помещениях индивидуальных счетчиков не отменяет необходимости оплачивать общедомовой перерасход коммунальных ресурсов. К общедомовым нуждам (ОДН) будут относиться, например, технологические промывки системы водоснабжения, отопления, сливы воды при ремонтных работах и др.

    Вместе с тем, управляющая компания как исполнитель, предоставляющий потребителю коммунальные услуги, обязана предоставлять гражданам исчерпывающую информацию по вопросам предоставления коммунальных услуг.

    Так, исполнитель обязан:

    - предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

    - производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи;

    предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет;

    - вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения (п.31 Правил №354).

    В случае неисполнения этих обязанностей потребитель может обратиться с жалобой в органы государственного жилищного надзора.

    Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ст.20 ЖК РФ).

    Должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, наделены законом обширными правами. Они имеют право:

    выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований;

    составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

    направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений и др.

    Таким образом, у Вас имеются возможности воздействия на управляющую компанию с целью защиты Ваших прав.


    Средняя оценка: 1 (3 голосов)
    Оцените ответ: 
Задать вопрос

На вопросы ответил

Сорокина Светлана ЯковлевнаСорокина Светлана Яковлевна
кандидат юридических наук; доцент кафедры гражданского права Юридического института СФУ

Все эксперты

Популярное

Эксперты

Все эксперты