427Документов
доступно

Ответ на вопрос

  • Трудовое право

    Помогите разобраться в сложившейся ситуации. Я родился в 1979 г. на территории СССР (г.Ашхабад), по истечении 17 лет (1996 г.) получил паспорт гражданина СССР, несмотря на то что в Туркмении уже с 1994 года выдавали национальные паспорта гражданина Туркменистана. В 1998 году по родителям получил гражданство Российской Федерации в Консульском отделе Посольства Российской Федерации в Ашхабаде. На момент принятия мною гражданства РФ у родителей также были паспорта граждан СССР. В 2000 году снят с воинского учёта в Военном комиссариате г. Ашхабада и по запросу личное дело было направлено в Гагаринский РВК г. Москвы. В 2001 году в связи с переездом на постоянное место жительство в Российскую Федерацию был снят с постоянного учета по месту жительства в г. Ашхабаде. На территории Российской Федерации паспорт гражданина СССР обменял на паспорт гражданина Российской Федерации. В 2003 году УВД СВАО г. Москвы зарегистрирован на постоянное место жительство. В 2004 году поступил на государственную гражданскую службу Российской Федерации в Минэкономразвития России. При заполнении анкеты в кадрах у кадровиков спросил писать ли в графе "Гражданство" изменял ли и по какой причине гражданство, на что мне было сказано писать гражданство Российской Федерации. С 2009 года по настоящее время прохожу государственную гражданскую службу Российской Федерации в Минэнерго России. При заполнении анкеты в кадрах Минэнерго России анкету заполнил аналогично. Национальный паспорт гражданина Туркменистана, будучи находясь на территории Туркменистана, не получал и во всех государственных учреждениях Туркменистана значился паспорт гражданина СССР. Два года моей службы в Минэнерго России никаких вопросов не возникало. Однако при очередной подачи заявления в комиссию по жилищным вопросам у нового руководства кадров возник вопрос о том что я скрыл наличие ранее имеющего у меня гражданства Туркменистана, т.к. прокуратура Туркменистана дала заключение, что я лишен гражданства Туркменистана с 22.06.2003 года. Заключение прокуратуры Туркменистана логически объясняется тем, что невозможно объяснить выдачу мне паспорта СССР, а не национального паспорта. Таким образом, кадры рекомендуют непосредственному моему руководству расторгнуть со мной служебный контракт по причине якобы моего сокрытия гражданства Туркменистана в прошлом. По логике кадров, мне необходимо было писать в графе гражданство "имел туркменское, получил российское", следовательно другие госслужащие должны были писать в графе гражданство "имел гражданство СССР, получил российское". Продолжая следовать его логике, о принятии гражданства должны свидетельствовать какие-либо документы. Факт наличия и получения российского гражданства я могу подтвердить документально (справка о принятии гражданства РФ), а наличие туркменского гражданства никак документально не могу подтвердить. Таким образом как я мог писать о его наличии, не имея паспорта гражданина Туркменистана и прочих справок с ходатайством о его принятии?! Получение гражданства человеком может быть либо по рождению, либо по получению паспорта, либо по родителям и прочее с документальным подтверждением. Тогда о каком получении мною гражданства Туркменистана может идти речь?! Прошу Вас дать разъяснения, что мною было нарушено при заполнении анкеты и правомочны ли ко мне претензии со стороны кадров??? Будет реорганизация в министерстве, и мою должность сокращают. Хотя в министерстве остается много вакансий. Что можно предпринять в связи с этим? Могу ли я защитить свои права, в частности, через суд, и если могу, то как мне необходимо действовать?

    Павел 13 апреля 2012, 13:01

  • Ответ эксперта

    13 апреля 2012

    Отказ в принятии на учет гражданского служащего для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

     

    В соответствии с п.4. ст.53 Федерального закона N79-ФЗ от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее – "Закон о государственной гражданской службе") государственному гражданскому служащему может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы.

    Порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим устанавливаются Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 января2009 г. N 63 (далее – "Правила").

     

    Условиями предоставления единовременной субсидии являются:

    - замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации не менее одного года;

    - нахождение гражданского служащего в определенных пунктом 2 Правил жилищных условиях;

    - отсутствие факта предоставления единовременной субсидии по прежнему месту гражданской службы.

     

    Принятие гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты осуществляется федеральным государственным органом на основании заявления с приложением:

    - выписки из домовой книги;

    - копии финансового лицевого счета;

    - копии свидетельства о браке;

    - копии (копий) свидетельства о рождении ребенка (детей);

    - копии трудовой книжки;

    - копии документов о наличии в собственности гражданского служащего и (или) членов его семьи жилых помещений, кроме жилого помещения, в котором они зарегистрированы;

    - копии документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

     

    В соответствии с п. 17 Правил отказ в постановке гражданского служащего на учет допускается в случаях, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для постановки гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты.

     

                Таким образом, при соблюдении всех указанных выше условий на получение единовременной выплаты отказ федерального государственного органа в принятии гражданского служащего на учет может быть признан неправомерным.

     

                Применительно к Вашей ситуации, а именно к отказу в принятии на учет в связи с якобы имевшимся у Вас гражданством другого государства (Туркменистан), обращает на себя внимание следующее.

               

    Во-первых, вопросы гражданства служащего Правилами предоставления единовременной субсидии не  регулируются / не затрагиваются.

                По смыслу законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации, предполагается, что гражданский служащий является гражданином только Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (ст.13, пп.7 ч.1 ст.16, ст.21 Закона о государственной гражданской службе).

                В этой связи вопрос о наличии у гражданского служащего Российской Федерации гражданства другого государства должен рассматриваться/проверяться в момент поступления гражданина на службу, а не в момент рассмотрения вопроса о принятии служащего на учет для предоставления субсидии.

                В ситуации, когда о наличии у гражданского служащего гражданства другого государства становится известно после его поступления на службу, выявление указанного факта может являться основанием для рассмотрения вопроса о расторжении служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (ст.37 Закона о государственной гражданской службе). В свою очередь, после расторжения служебного контракта, гражданский служащий снимается с учета для получения единовременной выплаты (пп. "д" п.19 Правил), а не наоборот.

     

    Во-вторых, как следует из представленной Вами информации, на государственную гражданскую службу Российской Федерации Вы поступили в 2004 году, а якобы имевшегося гражданства Туркменистана (по данным прокуратуры Туркменистана) были лишены с 22.06.2003г. Следовательно, даже если предположить, что ранее, наряду с гражданством России, Вы имели гражданство Туркменистана, на момент поступления на гражданскую службу в России Вы состояли только в гражданстве Российской Федерации.

     

                Учитывая вышеизложенное, отказ федерального государственного органа в принятии Вас на учет для предоставления единовременной субсидии для приобретения жилого помещения в связи с якобы имевшимся в прошлом гражданством Туркменистана  может быть признан неправомерным.

               

                Интересны также мотивы предыдущего отказа (отказов) в принятии Вас на учет для предоставления субсидии (исходя из представленной информации, Вами были предприняты несколько попыток встать на учет в федеральном государственном органе).

               

     

                Расторжение служебного контракта в связи с сокрытием гражданства Туркменистана.

     

                Как уже было отмечено выше, выявление факта наличия у гражданского служащего гражданства другого государства может являться основанием для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя.

                В соответствии со статьей 16 Закона о государственной гражданской службе, которая называется "Ограничения, связанные с гражданской службой", гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе, в том числе в случае:

    - наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

    - представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу.

    В свою очередь, несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных Законом о государственной гражданской службе, является общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы (п.13 ч.1 ст.33 Закона о государственной гражданской службе).

       Кроме того, служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы, в том числе, в случае предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта, а также в иных случаях, предусмотренных законом (пп. 7 и 9 ч.1 ст.37 Закона о государственной гражданской службе).

     

    Оценка правомерности / неправомерности действий федерального государственного органа, направленных на расторжение служебного контракта в связи с якобы имевшимся у Вас гражданством другого государства, будет зависеть от конкретного правового основания расторжения контракта, которое будет выбрано государственным органом; законодательства Туркменистана о порядке приобретения гражданства этой страны и обоснованности заключения прокуратуры Туркменистана о наличии у Вас в прошлом гражданства Туркменистана; обстоятельств, связанных с получением Вами паспорта СССР в Туркменистане и проч.

     

     

                Отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации и сокращении должностей гражданской службы.

     

    При сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае:

    - предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе;

    - направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации (ч.1 ст.31 Закона о государственной гражданской службе).

     

    При реорганизации государственного органа или изменении его структуры отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы (ч.2 ст.31 Закона о государственной гражданской службе).

     

    Гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется в случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации (ч.4 ст.31 Закона о государственной гражданской службе).

     

    Из анализа указанных выше норм Закона о государственной гражданской службе, а также современной правоприменительной практики следует, что представитель нанимателя обязан предложить гражданскому служащему возможность замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в другом государственном органе или предложить пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации. В случае отказа гражданского служащего от иной должности или переподготовки, служащий может быть уволен.

    При этом в случае сокращении должностей гражданской службы представитель нанимателя обязан в письменной форме сообщить об этом гражданскому служащему за два месяца до сокращения (ч.5 ст.31 Закона о государственной гражданской службе).

    В свою очередь, при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания без выплаты выходного пособия (ч.9 ст.31 Закона о государственной гражданской службе).

     

    В случае несоблюдении государственным органом гарантий, представленных гражданским служащим в процессе реорганизации государственного органа и сокращения должностей гражданской службы, Вы вправе обратиться за защитой своих прав в комиссию государственного органа по служебным спорам и (или) в суд (в зависимости от предмета индивидуального служебного спора).

    Обращаем внимание на то, что обратиться в суд Российской Федерации в случае увольнения необходимо в течение одного месяца со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (ст.392 ТК РФ).

     

     

    Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства, Ашхабад, 23 декабря 1993г.

     

    Отдельно обращаем внимание на нижеследующее.

     

    Между Россией и Туркменистаном заключено Соглашение об урегулировании вопросов двойного гражданства, г. Ашхабад, 23 декабря1993 г. (далее – "Соглашение").

                Несмотря на то, что 10 апреля 2003 года  Россией и Туркменистаном был подписан Протокол о прекращении действия Соглашения (далее – "Протокол"), есть основания рассматривать Соглашение в качестве действующего международного договора Российской Федерации.

    Согласно п.2 Протокола он вступает в силу с даты последнего письменного уведомления о выполнении Россией и Туркменистаном необходимых для этого внутригосударственных процедур. В Туркменистане соответствующие нормативные правовые акты были приняты (Постановление Меджлиса Туркменистана о денонсации Соглашения, Указ Президента Туркменистана "Об урегулировании вопросов прекращения действия двойного гражданства между Туркменистаном и Российской Федерацией" и соответствующее Положение). В то же время, в России закон о ратификации Протокола принят не был ("Административно-правовое регулирование служебных отношений: теория и практика", под ред. Г.Н.Комковой, "Научная книга", 2008).

     

       Между тем, в соответствии со ст.5 Соглашения лицо, состоящее в гражданстве обеих сторон (т.е. России и Туркменистана), в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той стороны, на территории которой оно постоянно проживает.

                Указанная норма Соглашения может быть истолкована, как предоставляющая гражданам, состоящим в гражданстве и России, и Туркменистана, право на замещение должностей государственной гражданской службы соответственно России и Туркменистана.

                Следовательно, даже если исходить из наличия у Вас гражданства Туркменистана, существует возможность формирования правовой позиции, согласно которой Вы вправе замещать должность государственной гражданской службы Российской Федерации и пользоваться всеми гарантиями, предоставляемыми гражданским служащим Российской Федерации, даже при наличии (наличии в прошлом) гражданства Туркменистана.

     

                Приведенная выше правовая позиция теоретически может быть использована как в деле об оспаривании отказа федерального государственного органа в принятии на учет для предоставления единовременной субсидии в связи с якобы имевшимся у Вас гражданством Туркменистана, так и в деле о возможном увольнении гражданского служащего в связи с наличием у него в прошлом гражданства Туркменистана.

     

     

                Международно-правовые средства защиты.

     

                Также напоминаем, что Вы не ограничены внутригосударственными средствами защиты своих прав. В случае исчерпания всех средств правовой защиты внутри Российской Федерации, Вы вправе обратиться в Европейский суд по правам человека.


    Средняя оценка: 4.33 (6 голосов)
    Оцените ответ: 
Задать вопрос

На вопросы ответил

Популярное

Эксперты

Все эксперты