Да, даже если кредитный договор расторгнут или банк потребовал досрочного возврата кредита по такому договору, банк вправе взыскать с заемщика неустойку, установленную кредитным договором, до даты фактического исполнения судебного акта о взыскании задолженности по договору.
Так, из положений ст. 453 ГК РФ и п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.12.2005 N 104 следует, что расторжение договора прекращает его действие только на будущее, как следствие, должник по договору обязан возвратить сумму основного долга и уплатить проценты и неустойку, предусмотренные таким договором. Более того, о том, что обязанность по уплате неустойки сохраняется, прямо предусмотрена и п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 147 «Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о кредитном договоре».
Аналогичное разъяснение содержится и в п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июня 2014 г. N 35 «О последствиях расторжения договора».
Более того, следует учитывать, что заявление банка о досрочном возврате кредита не подразумевает расторжения договора (п. 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 147), а означает лишь изменение сроков возврата суммы кредита, как следствие, условия об уплате процентов и неустойки сохраняют свое действие до момента полного возврата суммы кредита.
Таким образом, действующее законодательство и практика его применения предусматривают обязанность заемщика уплачивать неустойку за несвоевременный возврат кредита даже в случае, если такой договор был расторгнут или банк воспользовался правом требовать его досрочного возврата.
С уважением, юрист компании «Хренов и Партнеры» Морозов Сергей.