Здравствуйте, законодательство не содержит запрета на передачу помещений учреждения в аренду за плату. В соответствии со ст. 120 ГК РФ Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ.
Так, п. 1 ст. 296 ГК РФ определено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
П. 1 ст. 9.2. Федерального закона Российской Федерации от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" определено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
При этом, п. 4 ст. 9.2. закона установлено, что бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Обратите внимание на Письмо УФНС России по г. Москве от 21.06.2012 N 16-15/054186@ «Об учете для целей налогообложения доходов бюджетного образовательного учреждения от сдачи в аренду имущества».
Согласно п. 4 ст. 41 и п. 2 ст. 42 БК РФ установлено, что доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в виде арендной платы (платы за временное пользование) относятся к неналоговым доходам, отражаются в доходах соответствующего бюджета и учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения только после уплаты с указанных доходов налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, то есть в части остающейся после налогообложения таких доходов.
В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, к целевому финансированию, которое не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, относятся средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемые бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
При таких обстоятельствах, средства, получаемые институтом (бюджетным учреждением) от сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, до налогообложения являются доходом бюджетного учреждения от реализации услуг по сдаче помещений в аренду, которые на основании положения п. 4 ст. 41 и п.2 ст. 42 БК РФ являются неналоговыми доходами бюджета только после уплаты институтом налогов, в том числе и налога на прибыль, соответственно, до уплаты налогов данные средства не являются целевым финансированием бюджетного учреждения.
П. 1 ст. 321.1 НК РФ предусмотрено обязательное для бюджетных учреждений ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных в рамках целевого финансирования и доходов (расходов), полученных от коммерческой деятельности, под которой понимается реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг и имущественных прав.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 321.1 НК РФ налоговая база по налогу на прибыль бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, работ, услуг (коммерческая деятельность), суммой внереализационных доходов и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.