427Документов
доступно

Ответ на вопрос

  • Здравоохранение, образование

    имеет ли возможность отказаться от изучения башкирского языка в школе моя дочь ученица 3 класса? Если да то какие действия со стороны родителей должны быть предприняты?

    Новосёлова Регина Рахмановна 3 сентября 2009, 09:20

  • Ответ эксперта

    28 сентября 2009

    Ответ на данный вопрос подготовлен совместно со студенткой Юридического института Сибирского федерального университета Азановой Мариной Васильевной

    Презюмируется, что Вы проживаете в республике  Башкортостан. Проблема обязательного для всех учеников изучения в школах Башкирии башкирского языка в последнее время вызвала острую полемику в обществе. После внесения изменений в республиканский закон «Об образовании» профильное министерство ввело в программу занятия по данному предмету. Все ученики с первого по одиннадцатый классы изучают башкирский язык как государственный по два часа в неделю.

    Подобное положение отнюдь не противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.

    Как отмечено в Государственной программе сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан на 2006 - 2010 годы, утверждённой Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 апреля 2006 г. № 83, в Республике Башкортостан вопрос о необходимости выработки новых принципов языкового строительства был поставлен на повестку дня в конце 80-х годов. В то время и на федеральном уровне начала формироваться соответствующая нормативно-правовая база. В октябре 1991 года был принят Федеральный закон "О языках народов РСФСР", в июне 1992 года Совет Национальностей Верховного Совета Российской Федерации одобрил Концепцию государственной программы по сохранению и развитию языков народов Российской Федерации. Аналогичные законы о языках были приняты в субъектах Российской Федерации. Закон Республики Башкортостан от 15 февраля 1999 года N 216-з "О языках народов Республики Башкортостан" в своих принципиальных положениях опирался на обновляющееся российское законодательство.

    Этот закон прежде всего учитывал положения федерального закона о праве на сохранение родного языка, свободу выбора и использования языка общения, о закреплении на территории Российской Федерации статуса государственного за русским языком, а также положение о праве республик в составе Российской Федерации устанавливать статус государственного языка при государственных гарантиях сохранения языков всех народов и прав граждан РСФСР.

    Закон, принятый в республике в соответствии с Законом Российской Федерации и Декларацией о государственном суверенитете Республики Башкортостан, определил, что государственными языками в Республике Башкортостан являются башкирский и русский. Этот статус двух языков был закреплен в Конституции Республики Башкортостан.

    Закон Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» в статьях 8, 9 указывает, что язык (языки), на котором ведется воспитание и обучение в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан. Русский язык изучается в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования. В имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, за исключением дошкольных образовательных учреждений, изучение русского языка регулируется федеральными государственными образовательными стандартами. Преподавание государственных и иных языков в Республике Башкортостан осуществляется в соответствии с законодательством Республики Башкортостан об образовании.

    Закон Республики Башкортостан «Об образовании» № ВС-13/32 был принят 29 октября 1992 г. Он практически дословно повторяет многие статьи и пункты одноимённого федерального закона.

    Наиболее сложен вопрос изучения родных языков. Ст. 7 Закона Республики Башкортостан «Об образовании» под названием: «Язык (языки) обучения» включает в себя следующие положения:

    1. Граждане имеют право на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых республиканской системой образования. Граждане в Республике Башкортостан имеют право на получение среднего (полного) общего образования на родном языке (языках народов, компактно проживающих на территории Республики Башкортостан).

     Право граждан в Республике Башкортостан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений (национальных школ и др.), классов, групп, условий для их функционирования, в том числе подготовкой специалистов, осуществляющих образовательный процесс на языках народов Республики Башкортостан, и изданием комплекта учебников. Национальная школа призвана способствовать развитию национального самосознания личности, национальных культурных традиций.

    2. Выпускники общеобразовательных учреждений, обучавшиеся и получившие образование данного уровня на одном из национальных языков Республики Башкортостан, при поступлении в образовательные учреждения профессионального образования имеют право сдавать вступительные испытания на этом национальном языке.

    3. Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем образовательного учреждения. Башкирский язык как государственный язык Республики Башкортостан изучается в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования в рамках республиканского компонента содержания образования в объемах, предусмотренных государственными базисными учебными планами. Во вновь создаваемых образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, язык (языки), на котором организуется образовательный процесс, определяется учредителем, с согласия родителей (законных представителей).

    4. Республика Башкортостан в соответствии с договорами и соглашениями с Российской Федерацией и ее субъектами оказывает содействие лицам башкирской национальности, проживающим вне территории Республики Башкортостан, в получении ими основного общего образования на башкирском языке.

    5. Республика Башкортостан создает условия для изучения всеми обучающимися, воспитанниками русского языка, который является языком межнационального общения.

    6. Во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях изучение башкирского, русского языков как государственных языков Республики Башкортостан регламентируется учебными программами, утверждаемыми республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере образования и (или) государственными образовательными стандартами.

    Отношения в сфере национального образования регулирует также Концепция национального образования и принципов обучения на родных языках в Республике Башкортостан», подписанная в 2005 г. Концепция определяет собственный путь развития системы образования башкирского народа и других народов, проживающих в Башкортостане, устанавливает приоритет национально-регионального компонента, исходя из особенностей каждого народа.

    Указанная проблема уже становилась объектом правовой оценки Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 16 ноября 2004 г. № 16-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан", части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан", пункта 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан "Об образовании" и пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина С.И. Хапугина и запросами Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан".

    Поводом к рассмотрению дела Конституционным Судом РФ явились жалоба гражданина С.И. Хапугина, в которой оспаривалась конституционность положения, содержащегося в пункте 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан", части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан" и пункте 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан "Об образовании", а также запросы Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан, в которых оспаривалась конституционность положений пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации".

    Законами Республики Татарстан устанавливается, что татарский и русский языки в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах.

    Как отметил Конституционный Суд, Конституция признает за республиками в составе Российской Федерации право устанавливать свои государственные языки и использовать их в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации (статья 68, часть 2) и гарантирует всем народам Российской Федерации право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (статья 68, часть 3), что в свою очередь служит интересам сохранения и развития в Российской Федерации двуязычия (многоязычия).

    Следовательно, вопросы, касающиеся правового статуса государственных языков республик, затрагивают конституционные права как граждан - носителей соответствующего государственного языка республики, в том числе проживающих в Российской Федерации за пределами данной республики, так и граждан, проживающих в ней и не владеющих этим языком, включая права в области общения, воспитания, обучения, творчества, изучения и развития родных языков (статья 26, часть 2; статья 68, часть 3, Конституции Российской Федерации), а также в сфере культуры, включая право на доступ к культурным ценностям (статья 44, часть 2, Конституции Российской Федерации).

    Далее в Постановлении было отмечено, что Конституция Российской Федерации относит регулирование прав и свобод человека и гражданина, а значит, прав в языковой сфере, и установление основ федеральной политики в области культурного и национального развития Российской Федерации, составной частью которой является государственная языковая политика, к ведению Российской Федерации (статья 71, пункты "в", "е"), а защиту прав и свобод человека и гражданина и общие вопросы образования, культуры и языка как их компонента - к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункты "б", "е" части 1).

    Таким образом, по смыслу указанных положений Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель вправе устанавливать основы правового регулирования языков народов Российской Федерации, включая общие вопросы языковой политики, в том числе относящиеся к статусу государственных языков республик в его соотношении со статусом государственного языка Российской Федерации. Статус государственных языков республик в составе Российской Федерации, как затрагивающий статус государственного языка Российской Федерации, права и свободы ее граждан в сфере образования и культуры, не может быть предметом исключительного ведения субъектов Российской Федерации.

    Суд отметил, что Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" предусматривает, что изучение русского языка в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования регулируется государственными образовательными стандартами (пункт 2 статьи 10); при этом преподавание государственных и иных языков в республиках осуществляется в соответствии с их законодательством (пункт 3 статьи 10).

    Аналогичные положения содержатся в Законе Российской Федерации "Об образовании", который, кроме того, закрепляет, что субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией вправе принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования (пункт 3 статьи 3).

    Суд заключил, что в целях обеспечения на территории Республики Татарстан использования татарского языка во всех сферах официальных отношений законодатель Республики Татарстан вправе - по смыслу статьи 68 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 43 и в соответствии с федеральным законодательством - предусмотреть его изучение как государственного языка Республики Татарстан при получении основного общего образования.

    Следовательно, введение законами Республики Татарстан изучения татарского языка как государственного в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан само по себе не нарушает закрепленные Конституцией Российской Федерации право каждого на свободный выбор языка воспитания и обучения (статья 26, часть 2) и право на образование (статья 43), а также вытекающие из нее право родителей или лиц, их заменяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации, на выбор образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения детей (пункт 3 статьи 8 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации"), право на получение основного общего образования на родном языке (пункт 2 статьи 6 Закона Российской Федерации "Об образовании"), согласуется с таким принципом государственной политики в области образования, как защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, и отвечает предъявляемому к содержанию образования требованию - содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, этнической принадлежности (пункт 2 статьи 2, пункт 4 статьи 14 Закона Российской Федерации "Об образовании").

    Однако регулирование статуса татарского языка как государственного языка Республики Татарстан, его защита и развитие, изучение (преподавание) в рамках основного общего образования как обязательной учебной дисциплины должны осуществляться без ущерба для функционирования и изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации в соответствии с общефедеральными государственными стандартами с учетом того, что в отличие от русского языка татарский язык не является официальным языком на территориях других субъектов Российской Федерации. Изучение татарского языка как государственного языка Республики Татарстан не может осуществляться в ущерб федеральному компоненту федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации и препятствовать реализации права учащихся на углубленное изучение иных предметов учебного плана, включая русский язык, дисциплин по выбору и т.п.

    В итоге Суд признал нормативное положение, устанавливающее, что татарский и русский языки как государственные языки Республики Татарстан в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах, не противоречащими Конституции Российской Федерации..

    Следовательно, если указанные федеральный компонент федерального базисного учебного плана и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации в республике Башкортостан соблюдаются, введение обязательного изучение башкирского языка в школах законно, и Вы не можете отказаться от его изучения.


    Средняя оценка: 3.05 (88 голосов)
    Оцените ответ: 
Задать вопрос

На вопросы ответил

Петров Александр АлександровичПетров Александр Александрович
доцент кафедры теории государства и права Юридического института СФУ

Все эксперты

Популярное

Эксперты

Все эксперты