Добрый день!
К сожалению, описанная Вами ситуация достаточна типична для настоящего времени. После вступления в силу Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 29.04.2008) "О противодействии экстремистской деятельности" (далее – ФЗ о противодействии экстремистской деятельности) районные прокуратуры стали активно проверять библиотеки различных уровней и практически в каждом случае находить нарушения указанного Закона, т.к. хотя бы одна книга экстремистского содержания, но хранилась в библиотечном фонде. До сих пор законодатель не привел в соответствие положения ФЗ о противодействии экстремистской деятельности и Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О библиотечном деле" (далее - ФЗ о библиотечном деле), что дает основания для вменения библиотекам нарушения закона.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 21.11.2011) "О прокуратуре Российской Федерации" (далее – ФЗ о прокуратуре) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и другими субъектами, в том числе руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, т.е. осуществляет надзор за исполнением законов (абз. 2 п. 2).
ФЗ о противодействии экстремистской деятельности запрещает массовое распространение экстремистских материалов, а равно их изготовление и хранение в целях массового распространения. И по логике библиотека является как раз хранителем указанного материала и массово распространяет его среди абонентов. К сожалению, на практике органы прокуратуры и суды считают, что наличие в библиотеке единственного экземпляра книги экстремистского толка не препятствует ее неоднократному получению пользователем или пользователями, что свидетельствует о хранении указанной литературы в целях массового распространения.
Что может сделать прокурор? В рассматриваемой ситуации прокурор пользуется одним из видов прокурорского реагирования на нарушение законов – выносит представление. Согласно ст. 24 ФЗ о прокуратуре прокурор или его заместитель вправе вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения; представление прокурора или его заместителя подлежит безотлагательному рассмотрению; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Так, может быть вынесено представление о нарушении антиэкстремистского законодательства; об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремизму; об устранении нарушений федерального законодательства в части противодействия экстремистской деятельности и т.п. Кроме того, может быть вменено в нарушение отсутствие в библиотеке инструкции, обязывающей сотрудников сверять книги с федеральным списком экстремистских материалов.
Однако пока законодатель не урегулировал вопрос, как же библиотеки должны соблюдать ФЗ о противодействии экстремистской деятельности и вести список экстремистских материалов.
Согласно ФЗ о библиотечном деле государственные и муниципальные библиотеки, централизованные библиотечные системы получают статус юридического лица (ст. 11). В силу характера деятельности библиотеки ее можно рассматривать как некоммерческую организацию. Как указано выше, прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Таким образом, представление выносится не всей библиотеке, а ее руководителю.
Применения административного наказания (взыскания) не входит в полномочия прокуратуры. Статьей 20.29 Кодекса об административных нарушениях РФ запрещено производство и распространение экстремистских материалов. Так, массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства. Данную норму вправе применять лишь суд в рамках рассмотрения дела об административном нарушении.
Таким образом, на сегодняшний день описанная Вами ситуация не урегулирована. Руководителю библиотеки может быть вынесено представление об устранении нарушений закона. В случае возбуждения административного дела, может быть применено административное наказание в виде штрафа или административного приостановления деятельности. Ни ФЗ о противодействии экстремистской деятельности, ни другой закон не содержит конкретной нормы, обязывающей пополнять список экстремистских материалов ежедневно.
Вы всегда можете оспорить представление прокурора в суде (ст.ст. 3 и 254 Гражданского процессуального кодекса РФ) , но исход дела трудно оценить, так как суды чаще придерживаются позиции прокуратуры.