427Документов
доступно

Ответ на вопрос

  • Право и кризис

    Какую ответственность несет работодатель при выплате зарплаты примерно на 20 % ниже прожиточного минимума?

    Логвинова Вера Михайловна 5 декабря 2009, 21:52

  • Ответ эксперта

    16 декабря 2009

    Государственное регулирование в области оплаты труда осуществляется, прежде всего, путем закрепления государственных гарантий по оплате труда. В соответствии со статьёй 131 Трудового кодекса Российской Федерации основными государственными гарантиями в области оплаты труда являются:

    величина минимального размера заработной платы;

    меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

    • ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения, доходы от заработной платы;

    • ограничение оплаты труда в натуральной форме;

    • получение заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

    • государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализация государственных гарантий;

    ответственность работодателей за нарушение требований законов, иных нормативных правовых актов, условий соглашений и коллективных договоров по оплате труда;

    • сроки и очередность выплаты заработной платы.

    Таким образом, ответственность работодателя за нарушение требований законов, иных нормативных правовых актов, условий соглашений и коллективных договоров в сфере оплаты труда провозглашена в качестве одной из основных государственных гарантий по оплате труда.

    Статьёй 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда, - в виде штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (часть 1 данной статьи).

    Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (часть 2).

    Данной статьёй предусмотрена административная ответственность за довольно широкий круг возможных нарушений законодательства о труде и об охране труда, к которым, в частности, относится несоблюдение требований законодательства, касающихся установленного минимального  размера оплаты труда.

    Согласно статье 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

    Данная норма введена в Трудовой кодекс на основании ратифицированных Российской Федерацией международно-правовых актов. В частности, Всеобщая декларация прав человека 1948 г. предусматривает право каждого на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи (ст. 23). Аналогичные положения содержатся и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Европейской социальной хартии 1996 г.

    Правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов устанавливает Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

    Согласно ст. 1 Закона N 134-ФЗ прожиточным минимумом признается стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

    В соответствие со статьёй 4 данного закона прожиточный минимум устанавливается как в целом по стране, так и для каждого субъекта РФ по основным социально-демографическим группам населения ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

    В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" для обоснования устанавливаемого на федеральном уровне МРОТ используется прожиточный минимум в целом по Российской Федерации.

    Так, например, согласно Постановлению Правительства РФ от 14.11.2009 № 925 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2009 г." величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал 2009 установлена на душу населения 5187 рублей, для трудоспособного населения - 5607 рублей, пенсионеров - 4129 рублей, детей - 4963 рубля.

    Вместе с тем, требование об установлении минимальной заработной платы не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека не вступило в силу: в соответствии со ст. 421 ТК порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера прожиточного минимума, а также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в указанном размере, устанавливаются федеральным законом. Соответствующий закон еще не принят.

    Между тем, ещё в Генеральном соглашении между общероссийским объединением профсоюзов, общероссийским объединением работодателей и Правительством РФ на 2000 – 2001 г.г. была заложена цель осуществить поэтапное приближение МРОТ к величине прожиточного минимума трудоспособного населения; в Генеральном соглашении на 2008 – 2010 г.г. планировалось повышение минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения уже с 1 декабря 2008 года. Но данная цель до сих пор не достигнута, при этом многие учёные отмечают, что установленный прожиточный минимум не обеспечивает нормального воспроизводства рабочей силы, т. к. не учитывает полного набора товаров и услуг, необходимых для удовлетворения первоочередных материальных и культурных потребностей[1].

    В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.2008 № 91-ФЗ  минимальный размер оплаты труда, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности с 1 января 2009 года составил 4330 рублей.

    Стоит также отметить, что серьёзным шагом в сфере регулирования минимального размера оплаты труда стало принятие Федерального закона от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ[2]. Внесение данным законом изменений в ст. 129 Трудового кодекса РФ дало новое толкование сущности минимальной заработной платы.

    Из ст. 129 ТК РФ исключено определение минимальной заработной платы, согласно которому в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

    Согласно данному определению МРОТ должен был быть равен тарифной ставке или окладу неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях. Исключение данного положения привело к тому, что в величину минимального размера оплаты труда теперь включаются все виды выплат компенсационного и стимулирующего характера, выплачиваемые работнику в соответствии с трудовым договором.

    В этом состоит принципиальная разница между преж­ним значением МРОТ и уста­новленным новым Федеральным законом.

    То есть ранее величина МРОТ включала в себя только тарифную ставку, а МРОТ, установленный с 01.09.2007, включает не только тарифную ставку, но и доплаты, надбавки, премии, выплаты по районному коэффициенту и т. д.

    Кроме того, указанным Законом признана утратившей силу ч. 4 ст. 133 ТК РФ, устанавливающая, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

    Данное обстоятельство повлекло не только изменения количественных, но и качественных показателей, поскольку повлияло на структуру заработной платы. МРОТ теперь представляет собой не минимальную тарифную ставку, а всю заработную плату работника за месяц (включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера). Таким образом, даже тарифная ставка работника может оказаться ниже МРОТ. При данном порядке тарифная ставка (оклад) перестают быть гарантией социальной защищенности работника.

    По вопросу, касающемуся минимального размера оплаты труда в структуре заработной платы и его соотношения с минимальной тарифной ставкой, имеется Определение Верховного суда РФ от 17 сентября 2008 года № 3-Г08-15.

    Признавая соответствующим федеральному законодательству правовое регулирование, суд пришел к выводу о нетождественности таких категорий как минимальный размер оплаты труда и тарифная ставка. Данный вывод согласуется с положениями статей 129, 133, 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, по смыслу которых не может быть ниже минимального размера оплаты труда именно месячная заработная плата работника, а не тарифная ставка, как это утверждается заявителем.

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ подтвердила, что:

    -          Тарифная ставка в свете изменений в ТК может быть ниже МРОТ;

    -          При подсчёте минимальной тарифной ставки учитывается районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера;

    -          Соотношение структурных элементов заработной платы и минимального размера оплаты существенно изменилось.

    В связи с этим в литературе по данному вопросу отмечается, что если из установленного минимального размера оплаты труда в 4330 руб. исключить все компенсационные и стимулирующие доплаты и надбавки, воспользовавшись статистическими данными, а затем из доплат и надбавок исключить выплаты по районному регулированию, то есть выплаты по районным коэффициентам, процентным надбавкам, коэффициентам за пустынность, безводность и высокогорные местности, уровень тарифной ставки 1-го разряда (оклада) в большинстве северных и восточных субъектов РФ сложится существенно ниже МРОТ.[3]

    Следует отметить, что статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

    Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

    Как отмечается в литературе, нельзя не заметить противоречивость ст. ст. 133 и 133.1 Трудового кодекса РФ. Практически указанными статьями предусматривается установление разных минимальных гарантированных уровней оплаты труда для работников предпринимательского сектора и бюджетной сферы[4].

    Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (то есть на данный момент ниже 4330 рублей). Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

    Следовательно, если региональным соглашением в субъекте РФ, на территории которого Вы осуществляете трудовую деятельность, предусмотрен более высокий уровень минимальной заработной платы по сравнению с федеральным, работодатель обязан ориентироваться именно на этот уровень. При этом минимальная заработная плата в субъекте РФ также пока напрямую не связывается с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте, стороны регионального соглашения должны лишь «учитывать» его.

    В то же время, ответственность за несоблюдение установленной региональным соглашением величины минимального размера оплаты труда отличается от ответственности, предусмотренной за несоблюдение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

    Так, вышеупомянутой статьёй 5.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда, в то время как соглашения по терминологии статьи 5 Трудового кодекса РФ относятся к иным актам, содержащие нормы трудового права. Ответственность за несоблюдение норм, установленных соглашением, предусмотрена статьёй 5.31 КоАП РФ «Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению». Статья предусматривает, что  нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

    Указанные проблемы, возникающие при реализации механизма государственного регулирования минимальной заработной платы, свидетельствуют о необходимости совершенствования нормативно-правового регулирования в данной сфере, приведения его в соответствие со сложившимися экономическими и социальными условиями.



    [1] Федченко, А. Минимальная зарплата как социальная гарантия и элемент системы оплаты труда / А. Федченко // Человек и труд.  - 2001.  - N 9.

    [2] О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ.

    [3] Минеев, К. Е. Минимальный размер оплаты труда: последствия его увеличения / К. Е.Минеев//http://tspor.ru/arhiv/5_may_2008_g2319/oplata_truda2331/minimalniy_razmer_oplati_truda_posledstviya_ego_uvelicheniya.

    [4] Новое толкование минимальной заработной платы // http://www.dom-i-zakon.ru/pravovoi_navigator/dhjas/76786868768/666666666555/989/.


    Средняя оценка: 4.76 (17 голосов)
    Оцените ответ: 
Задать вопрос

На вопросы ответил

Кохан (Азанова) Марина ВасильевнаКохан (Азанова) Марина Васильевна
Специалист научно-исследовательского института регионального законодательства и правовой политики Юридического института СФУ

Все эксперты

Популярное

Эксперты

Все эксперты