В соответствии со ст. 29 ФЗ «О банках и банковской деятельности» комиссионное вознаграждение по операциям устанавливаются кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом. В случае с уплатой налогоплательщиком сумм налога, сбора, пени, штрафа, действительно, федеральным законом предусмотрена обязанность кредитных организаций осуществлять операции по перечислению таких сумм без комиссии (п. 2 ст. 60 НК РФ). Однако сумма подлежащего уплате административного штрафа не является налогом или сбором (ст. 8 НК РФ).
При этом п. 3 ст. 32.2 КоАП РФ предусмотрен порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа, в соответствии с которым сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию, за исключением случаев, когда административный штраф взимается на месте совершения физическим лицом административного правонарушения. Обязанности кредитной организации без комиссии осуществлять операции по перечислению денежных средств в уплату административного штрафа ни гл. 32 КоАП РФ, ни другими действующими федеральными законами не предусмотрено. Соответственно, в отсутствие такого рода правовой нормы плательщики административных штрафов не имеют возможности обращаться к услугам кредитных организаций без уплаты последним вознаграждения.
Однако, как представляется, отсутствие такой правовой нормы в действующем законодательстве не соответствует ни императиву справедливости правового регулирования, ни принципу законности при применении мер административного принуждения (ст.1.6 КоАП РФ), ни принципу равенства перед законом (ст. 1.4 КоАП РФ)
Так, лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения, при наложении на него административного штрафа, обязано в тридцатидневный срок самостоятельно уплатить сумму штрафа. При этом иного способа выполнить такую обязанность, кроме как внести или перечислить подлежащую уплате сумму штрафа в кредитную организацию, у плательщика нет (п. 3 ст. 32.3 КоАП РФ).
Следовательно, исполнить обязанность по уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, всегда может, лишь понеся дополнительные имущественные обременения. При этом, во-первых, такие дополнительные обременения прямо не предусмотрены законом, а потому не принимаются во внимание при назначении административного наказания, в том числе и при определении размера штрафа. Во-вторых, такие дополнительные обременения во всех случаях будут разными, поскольку зависят и от размера штрафа, и от количества кредитных организаций в месте жительства плательщика, и от размера процентных ставок по операциям тех или иных кредитных организаций.
С учетом того, что невыполнение обязанности по уплате штрафа влечет самостоятельные негативные правовые последствия (как дополнительное обременение в виде суммы исполнительского сбора при принудительном взыскании штрафа в рамках исполнительного производства, так и привлечение к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ), а также того, что в ряде случаев размер административного штрафа в отношении граждан может составлять весьма значительную сумму, эта проблема приобретает особенную актуальность.
Таким образом, отсутствие в КоАП РФ правового механизма, предусматривающего возможность плательщика штрафа выполнить возложенную на него обязанность без необходимости несения им дополнительных обременений, вызывает обоснованные сомнения на предмет соответствия такого способа правового регулирования положениям, закрепленным в ч. 1 ст. 19, ч. 1 и ч.3 ст. 35, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.