Неправомерный отказ в возбуждении уголовных дел в связи с отсутствием в деянии состава преступления при фактическом отсутствии самого преступного деяния (события преступления) – широко распространенное явление в следственной практике.
Между тем, сложившаяся практика обжалования данных решений в порядке ст. 125 УПК РФ представляется крайне неэффективным средством восстановления конституционных прав заявителей. Как указал Верховный Суд РФ в пункте 14 Постановления Пленума № 1 от 10.02.2009г., проверяя законность и обоснованность постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (часть 1 статьи 148 УПК РФ), судья обязан выяснить, соблюдены ли нормы, регулирующие порядок рассмотрения сообщения о совершенном или готовящемся преступлении (статьи 20, 144, 145 и 151 УПК РФ), а также принято ли уполномоченным должностным лицом решение об отказе в возбуждении уголовного дела при наличии к тому законных оснований и соблюдены ли при его вынесении требования статьи 148 УПК РФ. Конкретизируя приведенное толкование, Конституционный Суд РФ в определении от 25.02.2016г. № 433-О отметил, что «проверяя законность и обоснованность постановления об отказе в возбуждении уголовного дела ….. судья не вправе делать выводы о фактических обстоятельствах дела, об оценке доказательств и квалификации деяния».
Таким образом, на сегодняшний день не существует полноценного судебного контроля на стадии рассмотрения сообщений о преступлениях и заявитель вправе обращаться за защитой своих прав в порядке ст. 124 УПК РФ к руководителю следственного органа и прокурору, которые полномочны путем установления фактических данных, собранных в результате проверки в порядке ст. 144 УПК РФ, проверять законность решений об отказе в возбуждении уголовного дела.