На сегодняшний день определение правовой природы и содержания ответственного хранения является серьёзной правовой проблемой.
Единственное упоминание в Гражданском кодексе об ответственном хранении содержится в ст. 514, согласно которой, когда покупатель (получатель) в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором поставки отказывается от переданного поставщиком товара, он обязан обеспечить сохранность этого товара (ответственное хранение) и незамедлительно уведомить поставщика. Таким образом, закон непосредственно возлагает на покупателя (получателя) обязанность по хранению переданного товара - хранение в силу закона (ст. 906 ГК РФ).
Но в судебной практике упоминаются: ответственное хранение векселей[1], ответственное хранение нефтепродуктов, сельскохозяйственной продукции. Кроме того, отношения по ответственному хранению государственного материального резерва регулируются на законодательном уровне, а именно Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве".
В литературе было отмечено, что ответственное хранение предполагает повышенную ответственность хранителя по сравнению с нормами ст. 901 ГК РФ и ответственность хранителя в этом случае наступает независимо от вины, если он не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. Данное положение презюмируется независимо от его закрепления в договоре ответственного хранения уже в силу самого факта заключения такого договора, поскольку в обычной деловой практике под "ответственным" подразумевается хранение с особой повышенной ответственностью[2].
Договор ответственного хранения определяется как соглашение, в соответствии с которым одна сторона (ответственный хранитель) принимает на хранение и обязуется обеспечить сохранность вещи, возвратить ее в надлежащем состоянии и нести ответственность за ее утрату, недостачу или повреждение независимо от вины, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательств по хранению оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, а другая сторона (поклажедатель) обязуется взять вещь обратно по истечении срока ответственного хранения, устанавливаемого соглашением сторон или законом (ст. 514 ГК РФ), возместить хранителю расходы по хранению и уплатить, если это предусмотрено соглашением, вознаграждение.[3]
С. Н. Исанов считает, что сторонами договора ответственного хранения могут быть только лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, ибо сама сущность договора предусматривает его возникновение только в процессе осуществления предпринимательской деятельности на условиях повышенной ответственности хранителя.
Если рассматривать договор ответственного хранения именно в таком, узком, значении, то действительно, есть основания полагать, что ответственность по договору хранения, заключённому между двумя субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, будет повышенной, т. к. пункт 3 статьи 401 ГК прямо предусматривает принцип повышенной ответственности названных субъектов: «Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств».
Но повышение ответственности субъектов по договору в данном случае объясняется не спецификой соглашения, а общими особенностями регулирования отношений между данными субъектами, заложенными в ГК. Причём подобное исключение из общего правила предусмотрено в самой главе 47 ГК, в статье 901, отсылающей к статье 401.
Довольно спорным является и распространение понятий закона "О государственном материальном резерве", обладающего ярко выраженной публичной природой, на гражданско-правовые отношения, особенно в свете статьи 2 Гражданского кодекса.
Таким образом, можно констатировать отсутствие в гражданском праве самостоятельного договора «ответственного хранения». Людям свойственно ошибаться, и поэтому хозяйственная практика могла пойти по неверному пути, исключив данный договор из сферы действия главы 47 ГК.
Так называемый «договор ответственного хранения» представляет собой обычный договор хранения, лишь с той особенностью, что он заключён между субъектами в связи с предпринимательской деятельностью.
В Вашем случае, об «ответственном хранении» говорить нельзя, т. к. Вы, судя по всему, приобретали автомобиль вне связи c осуществлением предпринимательской деятельности. К данным отношениям применяются положения главы 47 ГК о договоре хранения, в том числе статья 901, определяющая основания ответственности по договору, статья 891, предусматривающая обязанность хранителя обеспечить сохранность вещи и пр.
Т. к. Вы забрали автомобиль «через несколько часов после его поступления в автосалон» и, судя по всему, не оговаривали с продавцом передачу автомобиля на хранение в салон, договор хранения между вами заключён не был.
Предпродажная подготовка вещи является обязанностью продавца по договору купли-продажи и регулируется главой 30 ГК, Законом о защите прав потребителей, а также Правилами продажи отдельных видов товаров, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 27.01.2009).
В соответствие с названными Правилами автомобили и номерные агрегаты к ним должны пройти предпродажную подготовку, виды и объемы которой определяются изготовителями продукции. В сервисной книжке на товар или ином заменяющем ее документе продавец обязан сделать отметку о проведении такой подготовки. При передаче товара покупателю одновременно передаются установленные изготовителем комплект принадлежностей и документы, в том числе сервисная книжка или иной заменяющий ее документ, а также документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство или номерной агрегат, для их государственной регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Таким образом, предпродажная подготовка автомобиля входит в понятие «надлежащее исполнение обязанности передать вещь покупателю», не выходит за рамки договора купли продажи и не является самостоятельной платной услугой.
Что же касается дополнительных услуг, потребителю, в соответствии с п.п. 16,22 Правил, должна быть предоставлена наглядная и достоверная информация об оказываемых услугах, ценах на них и условиях оказания услуг, а также о применяемых формах обслуживания при продаже товаров. Предлагаемые продавцом услуги в связи с продажей товаров могут оказываться только с согласия покупателя. Покупатель вправе отказаться от услуг, предлагаемых при продаже товара, а также потребовать от продавца возврата сумм, уплаченных за услуги, предоставленные без его согласия.
На основе изложенного можно заключить, что данная «услуга» собственно услугой не являлась, плата за неё была истребована неправомерно, а потому Вы имеете право требовать возврата суммы, уплаченной за «ответственное хранение».
[1] См., напр.: Постановление Президиума ВАС РФ от 13 июля 1999 г. N 3201/99 // Вестник ВАС РФ. 1999. N 10.
[2] Исанов, С.Н. Договор ответственного хранения в практике хозяйственных отношений // СПС «КонсультантПлюс».
[3] Там же.