427Документов
доступно

Ответ на вопрос

  • Судопроизводство

    В какой бюджет платится государственная пошлина если ответчик проживает в другом городе одного субъекта федерации в судах общей юрисдикции?

    Брода Александр Михайлович 9 мая 2009, 18:34

  • Ответ эксперта

    20 мая 2009

    До 1 января 2005 года вопросы, связанные с оплатой государственной пошлины при обращениях в суд общей юрисдикции, арбитражный суд и к мировому судье регулировались, прежде всего, законом «О государственной пошлине» от 09.12.1991 N 2005-I, а также Гражданско-процессуальном кодексом, Арбитражно-процессуальном кодексе в части отсрочки платежа, рассрочки, возмещения оплаченной государственной пошлины. С 1 января 2005 года большинство названных вопросов регулируется главой 25.3 Налогового кодекса РФ (Закон от 09.12.1991 N 2005-I утратил силу, во многие статьи ГПК и АПК были внесены изменения и включены бланкетные нормы, отсылающие непосредственно к законодательству Российской Федерации о налогах и сборах).

    И хотя Закон РСФСР от 9 декабря 1991 г. «О государственной пошлине» давно утратил силу, а глава 25.3 «Государственная пошлина» Налогового кодекса действует уже больше четырёх лет, все неясности еще не разрешены.

    В соответствие со статьёй 333.16 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) государственная пошлина - сбор, взимаемый с плательщиков государственной пошлины, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

    Плательщиками государственной пошлины согласно статье 333.17 НК РФ признаются организации и физические лица в случае, если они:

    1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой;

    2) выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

    К названным в статье 333.16 юридически значимым действиям относится и рассмотрение дела судом общей юрисдикции.

    Порядок и сроки уплаты государственной пошлины определены в статье 333.18 НК РФ. В соответствии с ней государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

    Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении.

    Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

    При этом, согласно статье 45 НК РФ, поручение на перечисление налога (сбора) в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

    Обязанность по уплате налога (сбора) не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога (сбора) номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

    При обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога (сбора), не повлекшей неперечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

    Действующие правила заполнения платёжных поручений утверждены Приказом Минфина РФ от 24.11.2004 N 106н "Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации". В частности, данным Приказом утверждены Правила указания информации, идентифицирующей плательщика и получателя средств, в расчетных документах на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

    Согласно названным Правилам налогоплательщики (плательщики сборов) при заполнении расчетных документов на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации указывают информацию в полях "ИНН" плательщика (60), "КПП" плательщика (102), "Плательщик" (8), "ИНН" получателя (61), "КПП" получателя (103), "Получатель" (16) в соответствии с Правилами.

    В полях расчётного документа указываются:

    "ИНН" получателя (61) - значение ИНН налогового, таможенного или иного органа государственной власти, органа местного самоуправления, а также находящегося в его ведении государственного (муниципального) учреждения, осуществляющего администрирование платежа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    "КПП" получателя (103) - значение КПП налогового, таможенного или иного органа государственной власти, органа местного самоуправления, а также находящегося в его ведении государственного (муниципального) учреждения, осуществляющего администрирование платежа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    "Получатель" (16) - наименование в сокращенном виде получателя платежа (органа Федерального казначейства, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта Российской Федерации или муниципального образования) и в скобках - наименование в сокращенном виде налогового, таможенного или иного органа государственной власти, органа местного самоуправления, а также находящегося в его ведении государственного (муниципального) учреждения, осуществляющего администрирование платежа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Статья 40  Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) устанавливает, что доходы от федеральных налогов и сборов зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными БК, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    Органы Федерального казначейства осуществляют учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет органа (в соответствие с Приказом Минфина РФ от 25.12.2008 N 145н (ред. от 23.03.2009) "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов в виде государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями должна быть представлена следующим образом: 1 00   1 08 03000 01 0000 110).

    Таким образом, выступая в качестве получателя госпошлины, орган Федерального казначейства далее определяет, в какой бюджет подлежат зачислению данные средства.

    В соответствие со статьёй 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам.

    Согласно статье 50 БК РФ в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов зачисляются те налоговые доходы от государственной пошлины, которые не подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и не указаны в статьях 56, 61.1 и 61.2 БК.

    Статья 56 БК относит к налоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов налоговые доходы от государственной пошлины по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов Российской Федерации.

    Статья 61.1 БК к налоговым доходам муниципальных районов относит государственную пошлину по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).

    Согласно статье 61.2 БК к налоговым доходам бюджетов городских округов относится государственная пошлина по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда РФ).

    В данных статьях, как и в НК РФ, указывается, что госпошлина, относящаяся к налоговым доходам соответствующего бюджета, подлежит зачислению по месту совершения юридически значимых действий.

    Таким образом, основываясь на названных статьях Бюджетного кодекса, можно заключить, что государственная пошлина за рассмотрение дела в суде общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда РФ) зачисляется в доходную часть бюджета городского округа или муниципального района, на территории которого находится суд. Госпошлина за рассмотрение дела Верховным Судом РФ относится к налоговым доходам федерального бюджета.


    Средняя оценка: 4.24 (17 голосов)
    Оцените ответ: 
Задать вопрос

На вопросы ответил

Кохан (Азанова) Марина ВасильевнаКохан (Азанова) Марина Васильевна
Специалист научно-исследовательского института регионального законодательства и правовой политики Юридического института СФУ

Все эксперты

Популярное

Эксперты

Все эксперты