Насколько я понимаю, в гостинице осуществляется передача телевизионного сигнала по кабелю, чтобы проживающие могли смотреть телевизоры в своих номерах. В этом случае мне совершенно непонятны претензии организаций коллективного управления правами относительно нарушения авторских прав. Действительно, пп. 6 п. 2 ст. 1270 включает в использование произведения его публичное исполнение. Однако если посмотреть на то, что же все-таки понимается под публичным исполнением, то подобная передача телевизионного сигнала сюда явно не относится. Да, там упоминаются технические средства, с помощью которых также будет осуществляться публичное исполнение. Иными словами для публичного исполнения в смысле пп. 6 п. 2 ст. 1270 нет необходимости непосредственного присутствия автора или артиста-исполнителя перед публикой (то, что называется живое исполнение). Так, например, автор может читать свое произведение со сцены для публики - это живое публичное исполнение. Может ли здесь идти речь о нарушении авторского права? Разумеется, нет, поскольку сам автор использует свое произведение. Но в том случае, если автор, исполняя произведение, не догадывается о его публичности, может идти речь о нарушении его исключительного права (например, когда без ведома автора его исполнение передается для публики). Другой вариант - автор читает свое произведение перед камерой, и его исполнение транслируется телевизионной компанией. То, что очевидно в одном случае (автор сам исполняет произведение перед публикой, вопрос о его согласии на использование произведения даже не ставится), может быть не очевидно во втором. Иными словами автор должен понимать, как используется его произведение. Нарушением права на публичное исполнение будет и тот случай, когда исполнитель без согласия автора исполняет его произведение перед публикой или это исполнение передается для восприятия публикой с помощью технических средств. Иными словами, читать стихи и петь песни без согласия автора можно дома, но нельзя в театре.
Как я полагаю, в гостинице ни персонал, ни иные исполнители не исполняют произведения публично, т.е. перед посетителями, проживающими, сотрудниками. Поэтому говорить о нарушение авторских прав в данном случае нельзя. Подобная позиция РАО неудивительна. Известно, в частности, дело РАО против Л. (2006 - 2007 год). Вы можете ознакомиться с перипетиями судебного рассмотрения, посмотрев судебные решения в любой правовой базе данных. Также судебные решения по этому делу были предметом анализа в статье, опубликованной в журнале «Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права». Суть дела была в следующем: в кафе был включен радиоприемник и все посетители могли слышать передачи «Радио СИ». И в этом случае РАО утверждало, что нарушены именно авторские права. Это и понятно, поскольку защищать права вещательных компаний РАО не может из-за отсутствия договоров с ними и в силу того, что уставная деятельность не предполагает именно защиты смежных прав.
О нарушении авторских прав при организации кабельного вещания в гостинице шла бы речь в том случае, если бы гостиница сама составляла программу такого вещания из передачи произведений без согласия авторов (фильмов, например).
Теперь обратимся к возможному нарушению смежных прав. Если в отношении авторских прав можно сделать, на мой взгляд, однозначный вывод об отсутствии нарушения, то со смежными правами телевещательных организаций все может оказаться не так однозначно. Пункт 2 ст. 1330 ГК РФ содержит только шесть способов использования передачи в эфир. Хочу обратить внимание на два из них:
1) пп. 4 п. 2 (ретрансляция, то есть сообщение в эфир (в том числе через спутник) либо по кабелю радио- или телепередачи одной организацией эфирного или кабельного вещания одновременно с получением ею такого сообщения этой передачи от другой такой организации). С одной стороны, в гостинице осуществляется ретрансляция, т.к. сигнал получают от вещательной организации и сообщают по кабелю, но только внутри гостиницы, и осуществляется это одновременно с получением этого сигнала. Но ретрансляция осуществляется другой вещательной организацией. Определение вещательной организации дается в ст. 1329 ГК РФ. Очевидно, что гостиница таковой не является. Кроме того, ведь организовать просмотр телепередач проживающими в своих номерах можно и путем подключения каждого телевизора к отдельной антенне. В этом случае уже о ретрансляции речи не идет.
2) пп. 6 п. 2 (публичное исполнение, то есть любое сообщение радио- или телепередачи с помощью технических средств в местах с платным входом независимо от того, воспринимается оно в месте сообщения или в другом месте одновременно с сообщением). Толкование этого пункта может вызвать куда большие противоречия главным образом из-за словосочетания «места с платным входом». Кстати, Римская конвенция 1961 года об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (действующая и для РФ) употребляет словосочетание «места, доступные для публики за входную плату». Может быть, конечно, это особенности перевода.
Что же это за места с входной платой? Первое, что мне приходит на ум в качестве примера - кинотеатр. Действительно, предположим, что в кинозале можно посмотреть не фильм, как мы привыкли, а телепередачи. Публика платит за вход в кинозал. Это и есть место, где осуществляется публичное (в противоположность не публичному, т.е. в кругу членов семьи) исполнение. Другой пример - парк отдыха, куда, чтобы войти, нужно купить билет. В парке установлены громкоговорители (аудиоколонки), через которые осуществляется сообщение передачи какой-нибудь радиостанции. В этом случае, на мой взгляд, также речь идет о публичном исполнении. Наверное, к местам с платным входом можно отнести ночные клубы и прочие развлекательные и увеселительные заведения, если для их посетителей возможность нахождения внутри обусловлена покупкой входного билета (платы за вход). При этом плата взимается вперед.
Можно ли отнести к числу таких мест с платным входом гостиницы? С одной стороны, сам по себе вход в некоторые помещения гостиницы не является платным (фойе, респешн, холл и т.д.). Ограничивается вход только в номера для проживания. Для посетителя это обуславливается платой за вход? Проживающий в гостинице платит, но очевидно, что не за вход, а за проживание. Условием доступа для него является заключение договора найма жилого помещения (поправьте меня, если я не права, и этот договор называется по-другому). Кроме того, отличием от предыдущих случаев (кинотеатры и пр.) является еще и то, что получив доступ к своему гостиничному номеру, проживающий не находится среди остальной публики. И сам по себе гостиничный номер публичным, общественным местом не является. Я имею в виду, что ни один другой посетитель гостиницы не может без согласия проживающего зайти в его номер (дабы присутствовать при публичном исполнении).
Есть еще один хороший способ опровержения тезиса - доведение до абсурда. Предположим, что сообщение телепередач в гостиничном номере является публичным исполнением в смысле пп.6 п.2 ст. 1330 ГК РФ. Тогда о таком же публичном исполнении идет речь в квартирах, сдаваемых в аренду. Тем более что в России альтернативой гостиничному бизнесу стала сдача в аренду квартир на короткий срок (несколько дней) - «гостиницы в квартирах». Ведь и в этом случае проживающий получает доступ в квартиру за плату. Но ведь и социальный наем жилья не является совершенно бесплатным. Может быть публичное исполнение осуществляется и, например, в муниципальных общежитиях? Мне кажется, что дальше продолжать не нужно, и без того понятно, что плата за вход и плата за пользование жилым помещением - это не одно и то же.
Поэтому я могу лишь подтвердить Ваши выводы - публичного исполнения в гостиничных номерах нет. То использование передач, что осуществляют гостиницы, не подпадает ни под один способ использования. И совершенно очевидно, что спрашивать разрешения вещательной организации на такое использование не нужно.