427Документов
доступно

Ответ на вопрос

  • Трудовое право

    Минимальная заработная плата по Свердловской обл. составляет 4 330 рублей. Это те деньги, которые получает работник на руки, или из этой суммы еще будут вычитаться все налоги?

    Сидоров Олег Анатольевич 7 ноября 2010, 19:21

  • Ответ эксперта

    10 ноября 2010


    Здравствуйте. В соответствии со ст. 133 Трудового Кодекса (далее ТК) месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

        В соответствии с Федеральным законом от 24.06.2008 №  91-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года  составляет 4 330 рублей в месяц. Такую сумму в месяц  обязан начислить работодатель работнику, который полностью отработал норму рабочего времени. 

    При этом в соответствии с Налоговым Кодексом, физические лица уплачивают налог на доходы физических лиц (ст. 207 Налогового Кодекса). В соответствии со ст. 208 Налогового Кодекса доход, который подлежит налогообложению- это  вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей.

    Таким образом, не важно, получаете ли Вы минимальную заработную плату или нет, налог Вы обязаны выплатить, значит, начислить Вам должны минимум 4330 руб., но фактически (на руки), Вы получите  меньше,  чем 4330 руб., от этой суммы нужно отнять 13% (  НДФЛ).

    При этом доход налогоплательщика, облагаемый по ставке 13%, уменьшается на сумму стандартных налоговых вычетов, например на детей, предоставляемых в соответствии со ст. 218 Налогового кодекса.

    Этой позиции придерживается и Минфин РФ: в письме от 13 августа 2009 г. N 03-04-05-01/630 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики разъясняет следующее.

    В соответствии с п. 3 ст. 210 Налогового Кодекса для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 процентов, установленная п. 1 ст. 224 Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 - 221 Кодекса.

    В частности, согласно пп. 3 п. 1 ст. 218 Кодекса при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение налогового вычета в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода. Данный вычет распространяется на те категории налогоплательщиков, которые не перечислены в пп. 1 - 2 п. 1 ст. 218 Кодекса, и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка в размере 13 процентов, установленная п. 1 ст. 224 Кодекса) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 40 000 руб. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 40 000 руб., налоговый вычет, предусмотренный пп. 3 п. 1 ст. 218 Кодекса, не применяется.

    В соответствии с п. 1 ст. 225 Кодекса сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке в размере 13 процентов, установленной п. 1 ст. 224 Кодекса, процентная доля налоговой базы.

    Таким образом, налоговая база по налогу на доходы физических лиц рассчитывается путем уменьшения доходов налогоплательщика, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 процентов, на сумму налоговых вычетов. Исчисление суммы налога производится путем применения налоговой ставки 13 процентов к рассчитанной налоговой базе.

    Ограничение в размере 40 000 руб. в целях применения стандартного налогового вычета, предусмотренного пп. 3 п. 1 ст. 218 Кодекса, применяется к доходам налогоплательщика, подлежащим налогообложению по налоговой ставке в размере 13 процентов.

    Уменьшение рассчитанной суммы налога на какие-либо налоговые вычеты Кодексом не предусмотрено.

    Также сообщаем, что согласно ст. 3 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

    Освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц минимального размера оплаты труда Кодексом не предусмотрено.

    Эта позиция находит свое подтверждение и в судебной практике: см. например такое дело:

    «Постановлением государственного инспектора труда глава администрации сельсовета Я. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде, выразившееся в том, что машинисту (кочегару) К. за январь, март и апрель 2009 г. была выплачена заработная плата ниже минимального размера оплаты труда.

    Как следует из материалов дела, 15.09.2008 администрацией сельсовета в лице главы Я. с К. заключен срочный трудовой договор, в соответствии с п. 3.2 которого заработная плата, надбавки и другие выплаты компенсационного и стимулирующего характера выплачиваются работнику не позднее 6 и 23 числа каждого месяца, следующего за тем, в котором она была начислена, путем выдачи наличных денег.

    Согласно платежно-расчетным ведомостям К. было выдано на руки за январь 3923 рубля, за март - 3819 рублей, за апрель 2009 г. - 3819 рублей.

    Статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 г. в сумме 4330 руб. в месяц.

    Фактическая выплата К. за перечисленные периоды денежных средств в размере меньшем, чем установленный МРОТ, послужила основанием привлечения Я. к административной ответственности.

    Между тем, согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника и иных критериев, указанных в данной норме права.

    В соответствии со ст. 133 ТК РФ - месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В ст. 137 ТК РФ установлены ограничения удержания из заработной платы. По смыслу вышеприведенных норм, работодателем должна быть начислена заработная плата работникам в соответствии с условиями трудового договора, выполненной работы и при этом она должна быть не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законом РФ. Вместе с тем, законом предусмотрены удержания из заработной платы работников, которые обязан произвести работодатель.

    Освобождение от налогообложения дохода физического лица в размере, равном минимальному размеру оплаты труда, действующим законодательством не предусмотрено. В данном случае работодатель - администрация сельсовета, являющаяся налоговым агентом, была обязана удержать из начисленной К. заработной платы налог на доходы физических лиц.

    При этом норм, обязывающих работодателя восполнить произведенные удержания с тем, чтобы сумма, фактически выдаваемая работнику на руки, была не ниже минимального размера оплаты труда, в том числе путем дополнительных доплат, действующее законодательство не содержит.

    Заработная плата К. за январь, март и апрель 2009 г. была начислена не ниже установленного минимального размера оплаты труда, а уменьшение суммы фактически выданных денежных средств было обусловлено удержаниями, законность которых не оспаривается.

    В этой связи вывод судьи о вине Я. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, не может быть признан обоснованным».

    ("Обзор судебной практики Красноярского краевого суда по делам об административных правонарушениях за третий квартал 2009 года").


    Средняя оценка: 4.5 (12 голосов)
    Оцените ответ: 
Задать вопрос

На вопросы ответил

Подлобникова Елена ВасильевнаПодлобникова Елена Васильевна
студентка Юридического института СФУ

Все эксперты

Популярное

Эксперты

Все эксперты