Толкование термина "налоговое администрирование" в юридической литературе является достаточно неоднозначным, на что, в частности, обращает внимание А. Брызгалин[1].
Данный термин встречается главным образом в подзаконных актах, например:
- Приказ ФНС РФ от 27.09.2007 N ММ-3-09/553@ "Об утверждении Методических указаний для налоговых органов по вопросам учета крупнейших налогоплательщиков - российских организаций";
- Приказ МНС РФ от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@ "Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях";
- Письмо ФНС РФ от 23.03.2009 N ММ-18-1/54 "О мерах налогового администрирования";
- Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок";
- Приказ Минэкономразвития РФ от 19.10.2007 N 351 "Об утверждении Порядка выбора органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, саморегулируемой организации арбитражных управляющих при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом и внесении изменений в Приказ Минэкономразвития России от 3 августа 2004 г. N 219 "О Порядке голосования уполномоченного органа в делах о банкротстве и в процедурах банкротства при участии в собраниях кредиторов".
По мнению Л.Я. Абрамчик, налоговое администрирование можно рассматривать как своеобразный механизм управления в налоговой сфере, как "повседневную деятельность налоговых органов и их должностных лиц, обеспечивающую своевременную и полную уплату налогоплательщиками в бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платежей"[2].
По мнению О.А. Ногиной, под налоговым администрированием понимается комплекс мер, направленных на полную и своевременную уплату всех налогов в максимальном объеме при минимальных издержках[3].
А.Г. Иванов в своей статье указывает, что налоговое администрирование представляет собой регламентированную законами и другими правовыми актами организационную и управленческую деятельность уполномоченных государственных органов и других уполномоченных законами субъектов по обеспечению возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности и обеспечению поступления налогов в бюджетную систему Российской Федерации[4].
Налоговое администрирование в научной литературе также определяется как урегулированная нормами права деятельность государственных уполномоченных органов в налоговой сфере, направленная на реализацию эффективной налоговой политики[5].
По мнению А.З. Дадашева и А.В. Лобанова, "налоговое администрирование как организационно-управленческая система реализации налоговых отношений включает совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России. Основными методами налогового администрирования являются налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. Каждому из этих методов присущи свои формы реализации, призванные обеспечивать решение определенных задач. Целью налогового администрирования, таким образом, является обеспечение плановых налоговых поступлений в бюджетную систему в условиях оптимального сочетания методов налогового регулирования и налогового контроля"[6].
Отметим, что все вышеназванные авторы при определении термина "налоговое администрирование" отграничивают его от понятия "налоговый контроль", предусматривая, что понятие «налоговое администрирование» более широкое по своему объёму.
Налоговый контроль определяется в литературе как контроль за правильностью уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами, как проверка соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах; выявление налоговых нарушений; обеспечение поступлений налоговых платежей в бюджет всех уровней[7]. Некоторые исследователи указывают, что налоговый контроль – это деятельность уполномоченных органов налоговой администрации, реализуемая в различных формах с целью получения информации о соблюдении норм налогового законодательства и проверки полноты и своевременности исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками и иными обязанными лицами[8].
А.И. Пономарев и Т.В. Игнатова определяют налоговый контроль как главную составляющую налогового администрирования, указывая, что критерием его эффективности является воспрепятствование незаконному уклонению от уплаты налогов[9].
По мнению А.З. Дадашева и А.В. Лобанова, налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль являются методами налогового администрирования.
Таким образом, налоговое администрирование является интегральным термином, определяющим деятельность налоговых органов (а по мнению ряда исследователей, и иных уполномоченных органов, в том числе органов законодательной власти), направленную на получение информации о соблюдении норм налогового законодательства и проверку полноты и своевременности исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками и иными обязанными лицами.
[1] Брызгалин, А. Правовые вопросы нового налогового администрирования в 2007 году // Хозяйство и право. - 2007. - № 3.
[2] Абрамчик, Л.Я. Налоговое администрирование в системе финансового контроля // Финансовое право. -2005. - N 6.
[3] Ногина, О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб., 2002.
[4] Иванов, А.Г. Понятие администрирования налогов // Финансовое право. - 2005. - N 9.
[5] Клементьева, Т.Н. Некоторые вопросы налогового администрирования // Финансовое право. - 2007. - № 9.
[6] Дадашев, А.З., Лобанов, А.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. М., 2002. С. 5.
[7] Большой энциклопедический экономико-юридический словарь. Казань, 2006. С. 450.
[8] Зрелов, А.П. Налоговый контроль, его задачи, формы и содержание согласно Налоговым кодексам Российской Федерации и иных государств - участников СНГ // Налоги и налогообложение. - 2006. - № 6.
[9] Пономарев, А.И., Игнатова, Т.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. М., 2006.