Здравствуйте! Согласно Положению о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 г. № 828 паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Этим Положением (п. 22) запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, однако это не запрещает проводнику требовать у пассажира предъявления паспорта.
Данная процедура связана с тем, чтобы убедиться, что оказываемая по договору железнодорожной перевозки в дальнем следовании услуга оказывается надлежащему лицу. Подтверждение этому Вы можете найти в Решении Верховного Суда РФ от 25.03.2008 г.: http://www.supcourt.ru/stor_text.php?id=20184612 .
Обратим особое внимание на ФЗ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 г. В целях осуществления мер по обеспечению транспортной безопасности создается единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности, формирующаяся в том числе при осуществлении железнодорожных перевозок в дальнем следовании (пп. 1-2 ст. 11 указанного ФЗ). При отсутствии документа, удостоверяющего личность, пассажир к посадке в поезд дальнего следования не допускается (абз. 3 п. 29 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности – утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 г. № 111). Установленное абзацем 3 пункта 29 Правил требование не может рассматриваться как нарушение прав гражданина[1]. Право на проезд у пассажира возникает в связи с заключением договора перевозки на условиях, которые определены транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами[2].
Таким образом, руководство РЖД не толкает своих работников на противозаконные действия. Напротив, их действия законны и обоснованны, продиктованы исключительно заботой о безопасности и желанием убедиться, что услуга оказывается надлежащему лицу.