427Документов
доступно

Ответ на вопрос

  • Оборона и безопасность

    Добрый день! сестра в этом году заканчивает юрфак,дело в том что у нашего отца есть судимость в 1990г. осудили на 2г. лишения свободы,93г. после его освобождения родители официально развелись и больше мы его не видели,знаем что он жив и здоров!в каких правоохранительных органах она может работать(нас интересует прокуратура,ФСБ,милиция,адвокатура,судебный пристав)?и если поменяет фамилию отчества,допустим возьмет мамины)?

    Саая Марианна Самыяевна 27 августа 2009, 21:06

  • Ответ эксперта

    15 сентября 2009

    Ответ на данный вопрос подготовлен совместно со студенткой Юридического института Сибирского федерального университета Азановой Мариной Васильевной

     

    Т.к. в соответствии с частью 3 статьи 86 УК РФ судимость погашается:

    а) в отношении лиц, условно осужденных, - по истечении испытательного срока;

    б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, - по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;

    в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания;

    г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении шести лет после отбытия наказания;

    д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания,

    - судимость Вашего отца погашена.

    В соответствии с частью 6 указанной статьи УК РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.

    Но вот сами сведения о судимости остаются в документах учёта различных правоохранительных органов и могут в указанных в нормативно-правовых актах случаях повлиять на принятие уполномоченным лицом решения о приёме на службу в соответствующий орган.

    Следует отметить, что тот факт, что Ваши родители расторгли брак, никак не влияет на Вашу с сестрой семейно-правовую связь с отцом, т.к. согласно статье 47 Семейного кодекса Российской Федерации права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке.

    При  этом, в силу части 2 статьи 19 ГК РФ, перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем.

    Условия приёма на службу в каждый из названных Вами органов регулируются самостоятельными нормативно-правовыми актами, поэтому рассмотрим их по порядку.

    1. Органы внутренних дел

    В соответствии с Приказом МВД РФ от 19 мая 2009 г. № 386 "О порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации" лица, принимаемые на службу  в  органы  внутренних  дел,   должны отвечать требованиям, предъявляемым к сотруднику органов  внутренних дел статьями 8 и 9 Положения о службе в органах  внутренних  дел   Российской Федерации, утвержденного  Постановлением  Верховного  Совета   Российской Федерации от 23 декабря  1992 г.  № 4202-1, разделом IV Инструкции о порядке  применения  Положения  о  службе  в  органах    внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД  России  от  14   декабря 1999 г.  № 1038.

    Статья 8 Положения о службе в органах  внутренних  дел   Российской Федерации устанавливает, что на службу в органы внутренних дел принимаются в добровольном порядке граждане Российской Федерации не моложе 18 и не старше 40 лет (на службу в милицию - не старше 35 лет) независимо от национальности, пола, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, способные по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности. В учебные заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации могут приниматься лица, не достигшие 18 лет, имеющие среднее образование.

     Статья 9 Положения устанавливает ограничения в приеме на службу в органы внутренних дел и ее прохождении. Гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу в органы внутренних дел, если он:

    вступившим в силу решением суда признан недееспособным или ограниченно дееспособным;

    имел или имеет судимость;

    не отвечает требованиям, предусмотренным в статье 8 Положения.

    Кроме того, ограничения закреплены в статье 19 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 "О милиции": не могут быть приняты на службу в милицию граждане, имеющие либо имевшие судимость; не могут быть приняты на службу в милицию граждане, лишенные на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать должности сотрудников милиции, в течение указанного срока.

    Таким образом, ограничение в приеме на службу в органы внутренних дел по наличию судимости у родителей нормативно не закреплено.

    Тем не менее, Приказом МВД РФ от 19 мая 2009 г. № 386 "О порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации" утверждена Инструкция о порядке отбора граждан на службу (работу) в ОВД РФ. Согласно данной Инструкции с   целью   установления   сведений,     являющихся ограничениями в приеме на службу в органы внутренних дел, проводится проверка кандидатов. Проверка проводится  с   письменного согласия проверяемого лица путем использования оперативных   возможностей органов внутренних дел,  а  также  в  соответствии  с   законодательством Российской  Федерации  о  порядке  допуска  должностных  лиц  и   граждан Российской Федерации к государственной тайне. Проверочные мероприятия  на  граждан,  принимаемых  на    работу, на должности федеральной государственной гражданской службы осуществляются в случаях, когда по характеру занимаемой ими должности им необходим доступ к государственной тайне.

    Проверка   подразделяется   на   полную,   неполную,  местную   и дополнительную.

    Полной проверке подлежат лица, принимаемые на службу на должности рядового и начальствующего состава, в том числе, направляемые на учебу в образовательные учреждения МВД России; принимаемые на работу на должности, предусматривающие оформление допуска к государственной тайне по первой и второй формам допуска. Такая проверка проводится в отношении кандидата, его жены (мужа) и их близких родственников. Неполной проверке подлежат лица, принимаемые на работу в ОВД в качестве работников. Лица, принимаемые на должности государственных гражданских служащих и работников, подлежат местной проверке. По окончании изучения и проверки кандидата оформляется заключение о приеме на службу в ОВД. Решение о приеме на службу принимается начальником ОВД.

    В процессе полной проверки осуществляются следующие мероприятия:

    проверка по учетам органов внутренних дел кандидата, его жены (мужа) и их близких родственников;

    проверка по месту жительства кандидата;

    подтверждение данных в необходимых  случаях  через   соответствующие органы внутренних дел, органы записи актов гражданского состояния,   иные органы.

    Неполная проверка проводится в отношении  кандидата,  его   жены (мужа) и близких родственников, проживающих совместно  с  кандидатом,  и включает в себя:

    проверку по учетам органов внутренних дел;

    проверку по месту жительства кандидата.

    Местная проверка проводится в  отношении  самого  кандидата  по учетам органов внутренних дел.

    Понятие близких родственников есть в статье 14 Семейного кодекса РФ, ими признаются: родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.

    Таким образом,  в случае полной проверки сведения о Вашем отце будут проверяться.

    Проверка по учетам органов внутренних дел осуществляется:

    по оперативно-справочным учетам  ГИАЦ  МВД  России,   информационных центров МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации;

    по учетам отделов (управлений) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, на  железнодорожном,  водном  и  воздушном    транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах;

    по учетам подразделений собственной безопасности органов внутренних дел.

    Запросы о проверке, оформляемые в виде требований, направляются:

    в отношении кандидата - в информационные центры МВД  ГУВД,  УВД   по субъектам Российской Федерации по месту его рождения  и  регистрации   по месту жительства. При необходимости - в органы внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в  том  числе  по   нескольким муниципальным  образованиям,  на  железнодорожном,  водном  и   воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях,   на особо важных и режимных объектах, в том числе по прежнему;

    в отношении жены (мужа) кандидата и их близких  родственников - в информационные центры МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации по месту их рождения и регистрации по месту жительства, при необходимости - по прежнему месту жительства.

    В пункте 31 указанной Инструкции установлено:

    «В запросах, направляемых  в  соответствии  с  пунктами    29, 30 Инструкции, наряду с другими установочными данными кандидата указываются:

    основания проверки;

    цель  проверки,  которая  позволила  бы  определить, какого рода информацию  необходимо  получить  в  результате проверки (например, подтверждение прохождения службы, употребление наркотических средств);

     где проходил  службу  проверяемый,  период  службы, занимаемая им должность».

    Отсюда следует, что проверка не ограничивается установлением наличия или отсутствия ограничений при приёме на службу.

    Согласно пункту 32 Инструкции в целях установления деловых, личных и  нравственных качеств кандидата проводится проверка  по месту жительства   соответствующими органами внутренних дел.

    В силу пункта 35 при получении сведений, которые  могут  препятствовать   прохождению службы, в заключении обосновывается возможность  приема  (или    отказа в приеме) кандидата на службу в органы внутренних дел.  При  этом   следует объективно рассмотреть и оценить все характеризующие кандидата сведения.

    Таким образом, формально наличие в прошлом судимости у близкого родственника ограничением для приёма на службу в органы внутренних дел не является, однако, так или иначе данный факт фактически учитывается при приёме на службу. Если использовать терминологию вышеназванной Инструкции, данное обстоятельство может препятствовать прохождению службы и подлежит индивидуальной оценке в совокупности со всеми остальными характеристиками.

    В подтверждение данной позиции можно привести пункт 9 заполняемой кандидатом  анкеты, форма которой так же утверждена Приказом МВД РФ от 19 мая 2009 г. № 386: «9. Имели   или  имеете ли  Вы,  Ваши близкие родственники  судимость?»

    2. Адвокатура

    В соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные настоящим Федеральным законом. Не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности лица:

    признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

    имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

    В силу статьи 27 данного закона помощниками адвоката могут быть лица, имеющие высшее, незаконченное высшее или среднее юридическое образование, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.

    Согласно статье 28 стажерами адвоката могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.

    В данном законе в статье 10 также установлено, что наличие указанных в пункте 2 статьи 9 обстоятельств является основанием для отказа в допуске лица к сдаче квалификационного экзамена. При этом решение об отказе в допуске претендента к квалификационному экзамену может быть принято только по основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе.

    Таким образом, ограничения, установленные законом, касаются только самого лица, а не его близких родственников. В адвокаты дорога открыта.

    3. Прокуратура

    Условия и порядок приёма на службу в органы прокуратуры, требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на прокурорские должности в прокуратуре, определены, в первую очередь, Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

    Статья 40.1 данного закона устанавливает требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, условия и порядок приема на службу в органы и учреждения прокуратуры: прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. На должности помощников прокуроров прокуратур районов, городов и приравненных к ним прокуратур, а также следователей следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений. Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

    имеет гражданство иностранного государства;

    признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

    лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

    имело или имеет судимость;

    имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;

    состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

    отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

    Таким образом, однозначным основанием для отказа в приёме на службу в ораны прокуратуры наличие судимости у близкого родственника (в Вашем случае, отца) не является.

    В то же время, соответствующие должностные лица не связаны чёткими основаниями для отказа в приёме на службу, в отличие, например, от квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, которая, как было отмечено ранее, может принять решение об отказе в допуске претендента к квалификационному экзамену только по основаниям, чётко указанным в Федеральном законе от 31.05.2002 № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

    Формулировка «обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами», содержащаяся в статье 40.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", даёт широкую возможность для упомянутого в случае с органами внутренних дел «индивидуального подхода», оценки всех обстоятельств в совокупности, а потому исход данной оценки предугадать практически не возможно.

    4. Судебные приставы

    Статус судебных приставов урегулирован в основном Федеральным законом от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах".

    Статья 3 закона содержит требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.

    Таким образом, формальных ограничений опять же не имеется, но формулировка «способный по своим деловым и личным качествам» снова даёт простор для принятия того или иного решения.

    5. Органы федеральной службы безопасности

    В силу статьи 16 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" сотрудником органов федеральной службы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства, способный по своим личным и профессиональным качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудника органов федеральной службы безопасности, устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

    Несоответствие лица одному из указанных в части второй данной статьи требований, касающихся его личных и профессиональных качеств, возраста, образования, состояния здоровья, или иным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, служит основанием для отказа в приеме или переводе его на военную службу по контракту, на федеральную государственную гражданскую службу или на работу в органы федеральной службы безопасности, а также для расторжения с ним соответственно контракта или трудового договора.

    Сведения об основании для отказа в приеме на службу или работу в органы федеральной службы безопасности представляются гражданину с учетом законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

    Граждане Российской Федерации, поступающие на военную службу по контракту, на федеральную государственную гражданскую службу или на работу в органы федеральной службы безопасности, проходят проверку в целях определения их пригодности к службе или работе в органах федеральной службы безопасности, в том числе посредством проведения психофизиологического исследования в порядке, установленном руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

    Формально закон не связывает отсутствие судимости у близкого родственника кандидата на службу (работу) в ФСБ России, однако с учетом того, что все они проходят обязательную предварительную проверку  и, как указывается на официальном сайте ФСБ РФ, «в число сотрудников ФСБ России отбираются люди, которым можно доверять и быть уверенными в их безусловной преданности Отечеству и своей профессии» (http://www.fsb.ru/fsb/supplement/empoly.htm ),  факт судимости близкого родственника может повлиять на решение о пригодности к службе.  

     

     


    Средняя оценка: 4.6 (40 голосов)
    Оцените ответ: 
Задать вопрос

На вопросы ответил

Петров Александр АлександровичПетров Александр Александрович
доцент кафедры теории государства и права Юридического института СФУ

Все эксперты

Популярное

Эксперты

Все эксперты