427Документов
доступно

Ответ на вопрос

  • Обязательственное право

    Здравствуйте. Администрация сельского поселения томской обл. создала муниципальное унитарное предприятие по оказанию услуг населению. Это предприятие заключило ряд договоров с гражданами по оказанию им некоторых услуг и получило по этим договорам от этих граждан приличную сумму (не менее 130 тыс. по каждому договору). Обязательства по этим договорам не были исполнены вообще, были только периодические обещания об их скором исполнении. После очередного звонка в поселковой администрации сообщили, что это предприятие уже ликвидировано в апреле этого года, о чём в газете (в то время кредиторы по этим договорам не находились в Томске) было соответствующее сообщение. Кроме того, согласно ст. 63 ГК помимо сообщения в печати «ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно (!) уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица», чего не было сделано. Вопрос такой: к кому, и на каком основании предъявлять требования о возврате уплаченных сумм?

    Владимир 1 октября 2011, 15:46

  • Ответ эксперта

    13 октября 2011

     

    В сложившейся ситуации рекомендуем, прежде всего, проверить достоверность сведений о том, что муниципальное предприятие ликвидировано. Сделать это можно на сайте ФНС РФ egrul.nalog.ru, указав ИНН или ОГРН предприятия, которые можно узнать в разделе «реквизиты» заключенных договоров или из оттиска печати.

    В случае подтверждения информации о ликвидации, требования кредиторов о возврате уплаченных сумм удовлетворены данным предприятием быть не смогут, поскольку в соответствии со ст. 419 ГК РФ ликвидация юридического лица является одним из оснований прекращения обязательства.

    в соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" ликвидация унитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другому лицу. Аналогичная норма установлена пунктом 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    В силу пункта 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

    В связи с изложенным поясним, что гражданское законодательство не предусматривает возможности восстановления ликвидированных юридических лиц.

    В случае если ликвидация муниципального предприятия не завершена, полагаем возможным руководствоваться следующим.

    В соответствии с пунктом 5 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Согласно пункту 5 статьи 115 Кодекса собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

    В соответствии с частью 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

    Пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предусмотрено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

    Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" при рассмотрении требований о привлечении собственника имущества предприятия к субсидиарной ответственности по обязательствам ликвидируемого предприятия необходимо учитывать, что правом на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого предприятия обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации предприятия.

    Таким образом, кредиторам муниципального предприятия следует в установленном законом порядке заявить свои требования к ликвидационной комиссии должника с тем, чтобы получить право впоследствии предъявить требование к администрации сельского поселения.

    Кроме того, следует отметить, что предусмотренная частью 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность ликвидируемого должника письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица может считаться надлежаще исполненной при сообщении кредиторам сведений о ликвидации общества путем публикации в официальном печатном издании (журнале "Вестник государственной регистрации"). Данные выводы подтверждаются, в частности, Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 09.09.2008 N Ф08-5355/2008 по делу N А15-13/2008, Постановление ФАС Уральского округа от 03.02.2011 N Ф09-44/11-С4 по делу N А07-11944/2010.

     


    Средняя оценка: 4.5 (2 голосов)
    Оцените ответ: 
Задать вопрос

На вопросы ответил

Пустовит ЮрийПустовит Юрий
Управляющий партнер, магистр права

Все эксперты

Популярное

Эксперты

Все эксперты