427Документов
доступно

Ответ на вопрос

  • Здравоохранение, образование

    Я слышал, что с января 2009 г. были внесены значительные изменения в закон об образовании в части осуществления контроля и надзора в сфере образования. Могли бы Вы их прокомментировать.

     24 марта 2009, 12:44

  • Ответ эксперта

    26 марта 2009

    Действительно,  с 1 января 2009 года можно выделить несколько новелл в действующем законодательстве об образовании, регулирующем вопрос контроля и надзора.

    Во-первых, с момента вступления в силу в полном объеме Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ, т. е. с 01.01.2009, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по контролю и надзору в сфере образования осуществляет контрольно-надзорную деятельность только в рамках полномочий Российской Федерации в области образования, переданных в соответствии со статьей 28.1 закона Российской Федерации «Об образовании» для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - переданные федеральные полномочия).

    Средства на осуществление указанных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, носят целевой характер, не могут быть использованы на другие цели, контроль за их расходованием осуществляют уполномоченные федеральные органы (Счетная Палата Российской Федерации, Рособрнадзор, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора).

    Во-вторых, норма подпункта 17 пункта 1 статьи 29 закона об образовании, которая закрепляла полномочия органов субъектов Российской Федерации по осуществлению контроля и надзора в сфере образования, признается с 01.01.2009 утратившей силу.

    В-третьих, происходят изменения в круге подконтрольных субъектов и формулировках критериев разграничения предметов контроля.

    С 1 января 2009 года предметами контроля уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования являются:

    1)  Качество образования (в рамках переданных федеральных полномочий).

    К компетенции уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах переданных федеральных полномочий относится контроль качества образования, в том числе качество подготовки обучающихся и выпускников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами или федеральными государственными требованиями, в образовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, по всем реализуемым ими образовательным программам, за исключением:

    • v высших учебных заведений по всем реализуемым ими образовательным программам;
    • v научных организаций и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования[1] и дополнительные профессиональные образовательные программы, по которым установлены федеральные государственные требования;
    • v образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы;
    • v федеральных образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сферах обороны, оборонных производств, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемких производств по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
    • v расположенных за пределами территории Российской Федерации российских образовательных учреждений и филиалов российских образовательных учреждений по всем реализуемым ими образовательным программам.

    2) Соблюдение и исполнение законодательства Российской Федерации в области образования (в рамках переданных федеральных полномочий).

    К числу подконтрольных уполномоченному органу субъектов относятся:

    а) Образовательные учреждения любой формы собственности (государственные, муниципальные, частные), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, за исключением:

    • v образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования, по которым установлены федеральные государственные требования;
    • v российских образовательных учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации;
    • v образовательных учреждений высшего профессионального образования.

    б) Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.

    3) Исполнение предписаний (в рамках переданных федеральных  полномочий).

    4) Соблюдение и исполнение образовательным учреждением предусмотренных лицензией условий в тех случаях, когда лицензия получена им в уполномоченном органе субъекта Российской Федерации (в рамках переданных федеральных  полномочий).

    [1] В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в научных организациях могут реализовываться образовательные программы послевузовского профессионального образования в форме аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, интернатуры и докторантуры).


    Средняя оценка: 4.91 (11 голосов)
    Оцените ответ: 
Задать вопрос

На вопросы ответил

Петров Александр АлександровичПетров Александр Александрович
доцент кафедры теории государства и права Юридического института СФУ

Все эксперты

Популярное

Эксперты