427Документов
доступно

Ответ на вопрос

  • Защита прав потребителей

    Доброго дня! Вопрос заключается в следующем. При покупке тура в Таиланд в стоимость путевки была включена стоимость страховки (через турагенство). В последующем в связи со смертью близкого родственника поездку пришлось отменить. В страхую компанию было подано заявление о возмещении расходов, однако в возмещении было отказано на основании того, что отказ от поездки не входит в приобретенную мной страховку. Скажите пожалуйста есть ли судебная перспектива в данном деле., т.к. сумма расходов довольно большая и хотел бы возместить хотя какую нибудь часть со страховой либо с турагенства как с представителя страховой, поскольку насколько мне стало известно страховка является обязательной только для стран Шенгена и для США, соответственно возможно они ее навязывают для получения комиссии, однако ознакомить с условиями "забывают"....Заранее благодарю. P.S: часть расходов была возмещена турагенством, однако не было предоставлено ни единого документа о суммах штрафов за отмену брони и т.д.

    Семенов Сергей Юрьевич 2 апреля 2012, 21:42

  • Ответ эксперта

    24 апреля 2012

    Здравствуйте! По вашему вопросу поясняю следующее.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 17.1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон о туристической деятельности) договор страхования ответственности туроператора либо банковская гарантия должны обеспечивать надлежащее исполнение туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристами и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами.

    В случае возникновения обстоятельств, указанных в статье 17.4 настоящего Федерального закона, финансовое обеспечение должно гарантировать каждому туристу или иному заказчику, заключившему договор о реализации туристского продукта, возврат денежных средств, внесенных в счет договора о реализации туристского продукта, за услуги, оплаченные, но не оказанные туроператором или третьими лицами, на которых туроператором было возложено исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (пункт 2 статьи 17.1 Закона о туристической деятельности)

    Как установлено пунктами 3, 4 статьи 17.4 Закона о туристической деятельности основанием для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии является факт установления обязанности туроператора возместить туристу и (или) иному заказчику реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, если это является существенным нарушением условий такого договора.

    Существенным нарушением условий договора о реализации туристского продукта признается нарушение, которое влечет для туриста и (или) иного заказчика такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора.

    Таким образом, в Вашем случае отсутствуют основания для выплаты страховых сумм, так как неоказание Вам турагенством туристической услуги возникло по обстоятельствам, за которые турагенство не несет ответственности и, следовательно, данное обстоятельство не является страховым случаем.

    Однако, возможно, что Вы имели в виду медицинскую страховку, которая предусмотрена законодательством страны (места) временного пребывания.

    При данных обстоятельствах как установлено пунктом 1 статьи 17 Закона о туристической деятельности, в случае, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно находящимся на ее территории, туроператор (турагент) обязан предоставить такие гарантии.

    При этом в силу статьи 32 Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

    Таким образом, если такая страховка была предусмотрена законодательством места Вашего временного пребывания, то в этом случае туроператор понес расходы, связанные с предоставлением Вам страховки.

    Мой вывод подтверждается судебной практикой.

    Так, в определении от 30.08.2011 по делу №33-12233/2011 Свердловский областной суд указал:

    "Согласно расходному кассовому ордеру <...> от 08.09.2010 г. истцу возвращено <...>, из которых сумма фактически понесенных расходов - <...> (стоимость трансфера и разница в стоимости одноместного и трехместного номера), а также сумма агентского вознаграждения - <...>.

    Таким образом, Л. не возвращены стоимость авиабилетов, медицинской страховки, виз, услуг по их получению. Штраф за перебронь составил <...>.

    Истец указывает, что стоимость невозврата за вычетом уже выплаченных ей <...> составляет <...> - 2/3 от внесенной ею по договору суммы - <...> то есть исходила из того, что остальные денежные средства <...> в соответствии с условиями договора являлись оплатой туристских услуг для З. которая воспользовалась туром и каких-либо требований не предъявляла.

    Постановляя решение в части отказа Л. в возмещении услуг по медицинской страховки, виз, услуг по их получению, которые входили в состав туристического продукта, суд правильно исходил из того, что это связано с фактически понесенными убытками туроператора и возмещению не подлежат".

     Однако, хочу обратить Ваше внимание, что, если законодательство страны, которую вы хотели посетить, не предусматривает таких требований как наличие страховки, то турагент навязал Вам такую услугу.

    Как установлено пунктом 1 статьи 10 Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

    На основании пункта 3 статьи 16 Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.

    Соответственно, в случае, если Вы точно знаете, что в такой страховке не было необходимости для осуществления туристической поездки, и турагенство Вам это не сообщило, то, следовательно, Вы вправе потребовать от последнего возврата уплаченной суммы, так как услуга по предоставлению страховки является дополнительной услугой и такая услуга предоставлена без Вашего согласия.


    Средняя оценка: 5 (6 голосов)
    Оцените ответ: 
Задать вопрос

На вопросы ответил

Популярное

Эксперты

Все эксперты