Действия Рособрнадзора не соответствуют действовавшим на момент проведения проверки правилам его проведения. Однако допущенные Рособрнадзором нарушения сроков вынесения предписания не являются достаточным основанием для признания предписания незаконным.
В настоящее время деятельность Рособрнадзора по проведению проверок регулируется Административным регламентом…, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 02.05.2012 N 370.
Административный регламент…, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 22.08.2008 N 242, действовавший до 20 ноября 2012 года, подробно регламентировал промежуточные сроки направления предписания.
Так, в соответствии с ранее действовавшим Административным регламентом:
- не позднее 10 рабочих дней после завершения проверки председатель комиссии по проверке (проверяющий) на основании акта проверки готовит отчет о проведении проверки (п. 8.3.1.);
- отчет о проверке не позднее 5 рабочих дней согласовывается начальником Управления и утверждается руководителем (заместителем руководителя) Рособрнадзора (п. 8.3.2.);
- при принятии решения Рособрнадзора о направлении предписания специалист, ответственный за обработку результатов проверок, в течение 10 рабочих дней готовит проект предписания организации или учредителю организации (п. 8.3.4.1.);
- предписание в течение 3 рабочих дней рассматривается и подписывается руководителем (заместителем руководителя) Рособрнадзора. Предписание направляется по почте в организацию (учредителю) с уведомлением о вручении, копия предписания, направленного в организацию, - учредителю с уведомлением о вручении (п. 8.3.4.2.).
В то же время в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного надзора, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О защите прав юридических лиц …» предусматривает, что результаты проверки, проведенной органом государственного надзора с грубым нарушением установленных упомянутым Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного надзора или судом на основании заявления юридического лица.
Частью 2 упомянутой статьи установлены нарушения, которые являются грубыми и влекут недействительность результатов проверки. Среди названных статьей нарушений несоблюдение сроков вынесения предписания не упомянуто.