427Документов
доступно

Ответ на вопрос

  • Судопроизводство

    В ходе исполнительного производства умирает должник и взыскатель, являясь наследником должника, становится его правопреемником по собственному иску. Решение суда приставом не исполнено (средства при жизни должника не взысканы). Вопрос: на основании чего (какого пункта Федерального закона №229-ФЗ) и в каком порядке прекращается исполнительное производство в данном случае? Есть ли возможность освобождения в данном случае правопреемника должника (он же взыскатель) от уплаты 7%-го исполнительного сбора?

    Светлана Анатольевна 20 ноября 2009, 17:22

  • Ответ эксперта

    24 ноября 2009

    Прекращение исполнительного производства в Вашей ситуации осуществляется на основании  ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве», в ч. 1 которой установлено, что исполнительное производство прекращается судом в случае смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства.

    Прекращение исполнительного производства представляет собой прекращение совершения любых исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения по исполнительному производству без возможности их возобновления в дальнейшем.

    Действия по прекращению исполнительного производства в этом случае осуществляются в судебном порядке.

    В соответствии со ст.439 ГПК РФ, исполнительное производство прекращается судом в случае, если после смерти гражданина, являвшегося взыскателем или должником, установленные судебным постановлением требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику. На основании ст. 440 ГПК вопросы о приостановлении или прекращении исполнительного производства рассматриваются судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя. Об этом извещаются взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель, однако их неявка не является препятствием к разрешению указанных вопросов. По результатам рассмотрения заявления о приостановлении или прекращении исполнительного производства судом выносится определение, которое направляется взыскателю, должнику, а также судебному приставу-исполнителю, на исполнении которого находится исполнительный документ.

     В соответствии с ч. 2 ст. 43 ФЗ исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа.

    При наличии оснований для прекращения исполнительного производства исполнительный документ с соответствующей отметкой возвращается судебным приставом-исполнителем в суд либо государственный или иной орган, выдавшие этот документ. Все назначенные судебным приставом-исполнителем меры по исполнению отменяются. Прекращенное исполнительное производство не может быть возбуждено вновь.

    В постановлении о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель обязан отменить все ранее назначенные им меры принудительного исполнения, в том числе арест имущества, а также установленные для должника ограничения.

    Одновременно с вынесением постановления о прекращении основного исполнительного производства возбуждается сводное исполнительное производство по неисполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

    Исполнительный документ, по которому исполнительное производство прекращено, не возвращается в орган, его выдавший, а остается в материалах прекращенного исполнительного производства. Данный исполнительный документ не может быть предъявлен на исполнение в дальнейшем.

    Взыскание с должника исполнительного сбора на основании пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию. Однако в названном Федеральном законе не указывается, какие именно причины являются уважительными или, наоборот, неуважительными. Положение пункта 1 статьи 81 не содержит четких, точных и ясных критериев, формально определенных оснований ответственности и условий, при которых взыскание как мера ответственности за нарушение сроков исполнения исполнительного документа может быть наложено. Таким образом, избежать уплаты исполнительного сбора Вы можете, если укажите соответствующие уважительные причины неисполнения в период 5-дневного срока для добровольного исполнения.

    Судебная практика выработала определенное понимание исполнительного сбора. Как разъяснил суд , из системного толкования п. п. 1, 3, 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве следует, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. (Постановление ФАС ДО от 01.10.2008 N Ф03-4120/2008 по делу N А51-2465/20084-83)

    Добровольное исполнение должником исполнительного документа после истечения срока, установленного СПИ для добровольного исполнения, не освобождает должника от уплаты исполнительского сбора, если просрочка исполнения допущена без уважительных причин (см. п. 28 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением СПИ судебных актов арбитражных судов).

    Другой вариант - уменьшение суммы, подлежащей взысканию в качестве исполнительного сбора.

    Согласно части 6 статьи 112 должник вправе в порядке, установленном названным Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

    На основании части 7 этой же статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

    Взыскание исполнительского сбора является мерой штрафного характера за неисполнение исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок. Размер исполнительского сбора может быть снижен с учетом характера совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств. Такая позиция выражена в Определении Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2008  г. № 419-О-П.

    По смыслу статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" во взаимосвязи с его статьями 1, 7, 9, 44, 45, 77, 84, 85 и 87, предусмотренная в данной статье сумма, исчисляемая в размере семи процентов от взыскиваемых по исполнительному документу денежных средств, относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

    Полномочие судебного пристава - исполнителя от имени государства налагать взыскание на должника в предусмотренных названным Федеральным законом случаях направлено на обеспечение установленного им публично - правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично - правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав. (Постановление  Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. N 13-П)

    Часть 6 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» соответственно правовым позициям, выраженным в Постановлении КС РФ от 30 июля 2001 г. N 13-П, предусматривает право должника обратиться в суд с иском об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания.

    Вопросы об уменьшении размера исполнительского сбора, освобождения от его взыскания решаются судом в порядке искового производства. Так, в соответствии с ч. 7  ст. 112 ФЗ суд вправе уменьшить его размер при наличии соответствующих существенных обстоятельств, среди возможных которых названы малая степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, неудовлетворительное имущественное положение должника. При этом установлено, что размер исполнительского сбора не может быть уменьшен более чем на одну четверть от установленного размера (соответственно, размер исполнительского сбора при его уменьшении не может быть менее 5,25% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, а в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера - 375 руб. для должника-гражданина и 3750 руб. для должника-организации).

    Согласно ч. 8  ст. 112 ФЗ принятие судом к рассмотрению иска об уменьшении размера исполнительского сбора приостанавливает взыскание исполнительского сбора до вынесения судом решения, а точнее, - до вступления решения суда в законную силу. Принятие судом к рассмотрению указанного иска содержится в качестве основания для приостановления исполнительного производства в п. 6 ч. 1 ст. 40 ФЗ. Решение суда (соответственно, вступившее в законную силу) о полном либо частичном удовлетворении соответствующего иска обращается к немедленному исполнению.

    Уменьшение судом размера исполнительского сбора согласно ч. 9 комментируемой статьи означает автоматическое изменение соответствующим образом постановления СПИ о взыскании исполнительского сбора, т.е. в этом случае СПИ специальное постановление (новое постановление или постановление о внесении изменений в предыдущее) не выносится. В случае если исполнительский сбор к моменту обращения решения суда к исполнению с должника уже взыскан, то излишне взысканная сумма возвращается должнику.


    Средняя оценка: 4.4 (20 голосов)
    Оцените ответ: 
Задать вопрос

На вопросы ответил

Решетникова Ольга МихайловнаРешетникова Ольга Михайловна
старший преподаватель кафедры гражданского процесса Юридического института СФУ

Все эксперты

Популярное

Эксперты

Все эксперты