Действительно, в соответствии с пунктом 63 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утверждённого, приказом МВД России от 02.03.2009 № 185 (далее – Административный регламент) проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров является основанием к остановке транспортного средства сотрудником только на стационарных постах ДПС.
Однако инспекторы ДПС в настоящее время могут ссылаться на право предоставленное им правовым актом большей юридической силы - Федеральным законом от 07.02.2011 «О полиции». Согласно пункту 20 статьи 13 данного Закона полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, в частности, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства. При этом данная норма не ограничивает действие этого право только стационарными постами ДПС.
Кроме того, среди прочих обязанностей возложенных на полицию, в пункте 19 статьи 12 Федерального закона «О полиции» на полицию возложена обязанность осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно же пункту 2.1.1. постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки водительское удостоверение и другие документы указанные в данной норме.
В соответствии с пунктом 63 Административного регламента основанием к остановке транспортного средства сотрудником может также являться проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов. При этом, согласно пункту 67 Административного регламента остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов. Как видно из данной нормы, Административный регламент не устанавливает прямой обязанности сотрудника представлять по требованию водителя распорядительные акты, касающейся проводимого специального мероприятия.