Возмещение затрат медицинскому учреждению в данном случае невозможно, а страховая медицинская организация или территориальной отдел ФОМС, выплатившие страховое возмещение лечебному учреждению за лечение застрахованного лица, вправе требовать возмещения своих затрат.
1) Ответ на вопрос относительно возмещения расходов лечебных учреждений, затраченных ими на оказание медицинской помощи гражданам, здоровью которых причинен вред противоправными действиями, совершенными по неосторожности содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 03.12.2003.
Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1973 года "О возмещении средств, затраченных на лечение граждан, потерпевших от преступных действий" средства, затраченные на стационарное лечение граждан в случаях причинения вреда их здоровью в результате умышленных преступных действий (за исключением причинения вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны или в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного неправомерными действиями потерпевшего), подлежат взысканию с лиц, осужденных за эти преступления.
Статьей 67 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предусмотрено, что "средства, затраченные на оказание медицинской помощи гражданам, потерпевшим от противоправных действий, взыскиваются с предприятий, учреждений, организаций, ответственных за причиненный вред здоровью граждан, в пользу учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения, понесших расходы, либо в пользу учреждений частной системы здравоохранения, если лечение проводилось в учреждениях частной системы здравоохранения".
Пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 2 июля 1993 года о порядке введения в действие указанных Основ установлено, что с введением в действие названных Основ ранее изданные акты законодательства в области охраны здоровья граждан применяются в части, не противоречащей этим Основам.
Ни в ст. 67, ни в других статьях Основ не регулируется вопрос о возмещении расходов лечебных учреждений, затраченных ими на оказание медицинской помощи гражданам, здоровью которых причинен вред противоправными действиями, совершенными по неосторожности.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1973 года также не предусмотрено такое возмещение.
Из анализа приведенных выше норм можно сделать вывод, что действующее законодательство не предусматривает возмещение расходов лечебных учреждений, затраченных ими на оказание медицинской помощи гражданам, здоровью которых причинен вред противоправными действиями, совершенными по неосторожности.
2) Статья 28 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 г. "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", устанавливает, что страховая медицинская организация имеет право требовать от юридических или физических лиц, ответственных за причиненный вред здоровью гражданина, возмещения ей расходов в пределах суммы, затраченной на оказание застрахованному медицинской помощи, за исключением случаев, когда вред причинен страхователем. При это данная норма применяется только в том случае, если иск предъявлен страховой медицинской организацией, выплатившей страховое возмещение лечебному учреждению за лечение застрахованного лица.
Относительно права на обращение с указанным иском Территориального фонда обязательного медицинского страхования, данный Закон не содержит. Вместе с тем анализ положений п. п. 1, 3 и 9 Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования (утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 года № 857) позволяет сделать вывод о том, что Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, регулирующий государственную политику в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования, является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, финансовые средства которого находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
В соответствии с пп. 3 п. 4 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования (ТФОМС) финансовые средства Территориального фонда образуются, в том числе, за счет финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им регрессных требований.
Анализируя ст. 12 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РФ", пп. 4.1 п. 4 Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан, зарегистрированных в Минюсте РФ 24.12.2003 № 5359, можно сделать вывод, что фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, ТФОМС финансирует страховую медицинскую организацию за счет государственных средств, следовательно, вправе требовать возмещения затраченных государственных средств.
Таким образом, представляется возможным предъявление регрессного иска ФОМС к юридическим или физическим лицам, ответственным за причиненный вред здоровью гражданина в пределах сумм, затраченных на оказание медицинской помощи.
При этом Верховный суд, на основе анализа соответствующих норм законодательства, сделал вывод, что обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации о взыскании денежных средств в пользу внебюджетных фондов (в т.ч. Фонда обязательного медицинского страхования) вправе прокурор (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 23.06.2004).