В соответствии с положениями подпункта «а» п.3 ч.1 ст.37 Федерального закона 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий уволен с гражданской службы в случае его прогула (отсутствия на служебном месте более четырех часов подряд в течение служебного дня). В качестве уважительной причины автор вопроса указывает договоренность с начальником подразделения об уходе в отпуск на один день раньше даты, указанной в приказе по организации. В соответствии со ст.1 Закона № 79-ФЗ представителем нанимателя является руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия от имени РФ или субъекта РФ, С учетом вышеизложенного принятие решения об изменении даты ухода в отпуск возможно именно руководителем организации, а не руководителем ее структурного подразделения, который по смыслу ст.1 Закона № 79-ФЗ не является представителем нанимателя.
Вероятно, именно данное обстоятельство послужило основанием для нанимателя сделать вывод об отсутствии у служащего законных оснований для ухода в отпуск ранее указанной в приказе даты. В соответствии с ч.3 Закона № 79-ФЗ при применении дисциплинарного взыскания, в т.ч. и в виде увольнения учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. В рамках судебного разбирательства о восстановлении на работе судом должна быть дана оценка указанным выше обстоятельствам, в т.ч. последующей отработке служащим дня, предшествующего официальной дате отпуска, согласование отсутствия в этот день на службе с руководителем структурного подразделения, предшествующему отношению служащего к исполнению обязанностей. При оценке указанных обстоятельств в их совокупности применение взыскания в виде увольнения может быть признано судом не соответствующим критериям справедливости, равенства, соразмерности, законности и гуманизма, а служащий восстановлен на службе.