427Документов
доступно

Ответ на вопрос

  • Банки и банковская деятельность

    Добрый день! Подскажите, есть ли у меня какие-либо шансы на урегулирование следующей неприятной ситуации, и если да, то какие предпринимать шаги. В ночь с субботы на воскресенье (в 02:17 ночи) неизвестные сняли с моей зарплатной дебетной карты Сбербанка "Maestro" почти все деньги, которые на ней имелись – 58 тыс рублей. Узнал я об этом в воскресенье утром, включив сотовый телефон и получив смс с соответствующим уведомлением от "мобильного банка". Позвонил в кол-центр, заблокировал карту, выяснил, что операция была совершена с вводом правильного пин-кода в банкомате в районе метро "Павелецкая", где я последний раз был очень давно. Карту никогда не терял, находилась она у меня в кошельке. Пин-код никому не сообщал. В кол-центре сказали ехать писать заявление. Отправился в работающий в воскресенье офис на Газетном, написал заявление о спорной операции и заявление в свободной форме с просьбой разобраться и вернуть деньги, кстати, весьма для меня существенные. Затем поехал в свое районное ОВД, написал заявление там. Пока – прошло 4 дня – ни от милиции, ни от банка нет никаких вестей, что неудивительно, так как говорят, что банковское расследование занимает 30-40 дней. Работаю я в солидной организации, данная зарплатная карта у меня уже 6 лет, я ей пользуюсь на автозаправках, в магазинах, но весьма нечасто. Как сказали в милиции, скорее всего, я стал жертвой махинации с использованием устройства под названием скиммер. Вопрос мой следующий: если Сбер откажет в возмещении средств и придется подавать в суд, какие у меня возможности? Виноват ли я в том, что банк не смог обеспечить безопасность своих банкоматов? Есть свидетели и данные видеонаблюдения, что я во время совершения махинации находился дома. Есть, в конце концов, видеокамера на банкомате, которая могла зафиксировать злоумышленника. Конечно, у меня (если пытаться рассуждать за банк) мог быть сообщник с дубликатом карты, но разве это не нарушение принципа презумпции невиновности? Кто по Гражданскому кодексу должен доказывать, что это не я (или, наоборот, я) совершил указанную операцию – я или банк? Может ли в такой ситуации помочь закон о правах потребителя в контексте того, что мне по сути оказали некачественную услугу и нанесли мне материальный ущерб? Заранее благодарен за любую информацию, советы, рекомендации, как составить исковое заявление, которое я понесу в Сбербанк, чтобы попробовать урегулировать дело в досудебном порядке, так как надежды на благосклонность данной кредитной организации особо нет.

    Цыпин А.В. 14 июля 2010, 13:02

  • Ответ эксперта

    28 июля 2010

    Как предусмотрено ст. 856 ГК РФ в случаях необоснованного списания банком со счета денежных средств клиента, банк обязан уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, предусмотренных статьей 395 ГК РФ. Кроме того с банка на основании общих норм Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности (глава 25) могут быть взысканы убытки в части, не покрытой применением иных мер ответственности.

    По данному делу необходимо определить было ли списание денег необоснованным. При обслуживании клиента непосредственно работником банка на него возлагается обязанность идентифицировать клиента. При использовании банкомата идентификация происходит на основе реквизитов банковской карты и пароля. При обращении в суд с иском о некачественном оказании банком услуг вина банка презюмируется, ее отсутствие надлежит доказывать банку, а не Вам. Вопрос о Вашей вине в данном случае не стоит. Однако для применения к банку мер ответственности его действия должны быть противоправны. Отсутствие в своих действиях характера противоправности банку скорее всего доказать удастся. Запись видеокамеры банкомата едва ли зафиксировала лицо того, кто снимал деньги, да и как уже было отмечено, идентификация клиента происходит иначе. Таким образом, действия банка не являются правонарушением. Противоправность банка может выразиться, например, в неисправности банкомата или ненадлежащем обеспечении безопасности от взлома системы. Между тем, специального нормативного акта, который бы устанавливал обязанность банка установить специальные «антискимеры», нет. Как правило, банк самостоятельно предпринимает дополнительные меры по обеспечению безопасности банкоматов. Представить доказательства неисправности банкомата достаточно проблематично. Это возможно, например, при проведении специальной экспертизы.

    Вы совершенно верно поступили обратившись с заявлением о краже в ОВД. Конечно, следствие по таким делам достаточно продолжительно, но при благоприятном  его исходе это самый верный способ вернуть денежные средства.

    В своем вопросе Вы также интересуетесь применением к Вашим отношениям с банком Закона «О защите прав потребителей». Общие правила Закона "О защите прав потребителей", такие как о праве граждан на предоставление информации, о возмещении морального вреда, об альтернативной подсудности и освобождении от уплаты государственной пошлины в данном случае применимы. Вместе с тем правовые последствия нарушений условий договора с банком определяются Гражданским кодексом Российской Федерации и специальным банковским законодательством.


    Средняя оценка: 4.78 (9 голосов)
    Оцените ответ: 
Задать вопрос

На вопросы ответил

Серебренникова Светлана АлександровнаСеребренникова Светлана Александровна
Ассистент кафедры гражданского права Юридического института СФУ

Все эксперты

Популярное

Эксперты

Все эксперты