427Документов
доступно

Ответ на вопрос

  • Защита прав потребителей

    Сот. телефон, купленный в салоне "Диксис" сломался, а все салоны этой сети в нашем городе Воронеж закрылись, кому предъявить претензии по гарантийным обязанностям или у кого забрать деньги за некачественный товар? Что мне делать?

    Мукасеева Елена Григорьевна 8 мая 2009, 07:09

  • Ответ эксперта

    27 мая 2009

    Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими Федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    В соответствие со статьёй 18 Закона о защите прав потребителей, потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

    потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

    потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

    потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

    потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

    отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

    Исключением из данного правила является ситуация, когда недостатки обнаружены потребителем в технически сложном товаре. В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

    обнаружение существенного недостатка товара;

    нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

    невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

    На практике часто продавцы в салонах связи в обоснование отказа удовлетворить требование покупателя телефона ссылаются на приведённое положение статьи 18 Закона, касающееся технически сложных товаров. Однако Перечень технически сложных товаров, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 13.05.1997 N 575 "Об утверждении перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков", не включает в качестве технически сложного товара сотовый телефон, поэтому отказ продавца в данном случае следует признать необоснованным.

    Согласно пункту 3 статьи 11 Закона о защите прав потребителей режим работы продавца (исполнителя) доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному. В соответствие  с Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55, в случае временного приостановления своей деятельности (для проведения плановых санитарных дней, ремонта и в других случаях) продавец обязан своевременно предоставить покупателю информацию о дате и сроках приостановления деятельности.

    Таким образом, салон должен был своевременно уведомить Вас о своём закрытии и сообщить, к какой уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю в соответствие с пунктом 2 статьи 18 Закона о защите прав потребителей Вы можете предъявить свои требования.

    Статья 483 Гражданского кодекса РФ устанавливает обязанность покупателя известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи о качестве товара в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором, а если такой срок не установлен, в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара. Это правило важно соблюсти, т. к. в случае его невыполнения продавец вправе отказаться полностью или частично от удовлетворения требований покупателя о передаче ему недостающего количества товара, замене товара, не соответствующего условиям договора купли-продажи о качестве или об ассортименте, об устранении недостатков товара, о доукомплектовании товара или о замене некомплектного товара комплектным, о затаривании и (или) об упаковке товара либо о замене ненадлежащей тары и (или) упаковки товара, если докажет, что невыполнение этого правила покупателем повлекло невозможность удовлетворить его требования или влечет для продавца несоизмеримые расходы по сравнению с теми, которые он понес бы, если бы был своевременно извещен о нарушении договора. Если продавец знал или должен был знать о том, что переданные покупателю товары не соответствуют условиям договора купли-продажи, он не вправе ссылаться на эти положения.

    Поэтому первым Вашим шагом может стать уведомление продавца о поломке телефона.

    Далее Ваши действия будут зависеть от того, являлся этот салон связи:

    -        филиалом ООО "Диксис Дистрибьюшн";

    -        структурным подразделением самостоятельного юридического лица  - контрагента "Диксис Дистрибьюшн" по договору простого товарищества или иному подобному договору.

    В первом случае составьте претензию в отношении ООО "Диксис Дистрибьюшн" в 2 экземплярах и отправьте по почте заказным письмом с уведомлением о вручении на юридический  адрес данного юридического лица, указанный, в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц", в Едином государственном реестре юридических лиц.  Согласно Правилам ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 438, содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются по запросу, составленному в произвольной форме с указанием необходимых сведений по перечню согласно приложению № 2 к указанным Правилам, в виде:

    - выписки из государственного реестра по форме согласно приложению № 5 к настоящим Правилам. При отсутствии сведений по конкретному показателю пишется слово: "нет";

    - копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле юридического лица;

    - справки об отсутствии запрашиваемой информации. Справка выдается при отсутствии в государственном реестре сведений о юридическом лице либо при невозможности определить конкретное юридическое лицо.

     Срок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений о конкретном юридическом лице не может составлять более чем пять рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса, если иное не установлено федеральными законами. Срочное предоставление содержащихся в государственном реестре сведений осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующего запроса. Размер платы за предоставление информации составит два установленных законом минимальных размера оплаты труда за каждый указанный документ. Размер платы за срочное предоставление сведений составляет четыре минимальных размера оплаты труда за каждый указанный документ.

    В претензии изложите свои требования относительно товара.

    Срок удовлетворения требований потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре установлены в статье 22 Закона о защите прав потребителей: данные требования подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

    Днём предъявления требования будет считаться день, указанный в уведомлении о вручении заказного письма.

    Если Ваши требования не выполняются, либо выполняются ненадлежащим образом – обращайтесь в суд с иском к данной организации. Причём, в соответствие со статьёй 17 Закона о защите прав потребителей, для исков о защите прав потребителей установлена альтернативная подсудность. Они могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

    нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;

    жительства или пребывания истца;

    заключения или исполнения договора.

    Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

    При этом необходимо знать, что, в соответствие со статьёй 19 Закона о защите прав потребителей,  потребитель вправе предъявить перечисленные требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

    В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы.

    Данная категория дел, в соответствии со статьёй 23 ГПК РФ, подсудна мировым судьям при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей. Цена иска определяется по правилам ст. 91 ГПК РФ и указывается в исковом заявлении истцом, однако в случае явного несоответствия указанной цены действительной стоимости отыскиваемого имущества цену иска определяет судья при принятии искового заявления. Если указанная истцом в заявлении цена иска не превышает установленный в п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ размер, но мировой судья приходит к выводу о явном занижении цены иска, которая в действительности превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда, он в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ возвращает заявление. При этом в мотивированном определении судья должен указать, что заявителю за разрешением данного спора следует обратиться в районный суд.

    В случае, если совокупный размер Ваших требований превышает эту величину, дело подсудно районному суду.

    Во втором случае, когда салон связи являлся структурным подразделением самостоятельного юридического лица - контрагента "Диксис Дистрибьюшн" по договору простого товарищества,  франчайзинга или подобному договору, если договор связан с осуществлением его участниками предпринимательской деятельности, согласно статье 1047 Гражданского кодекса его участники (в данном случае "Диксис Дистрибьюшн" и салон юридическое лицо – продавец) отвечают солидарно по всем общим обязательствам независимо от оснований их возникновения.

    А согласно статье 323 Гражданского кодекса при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга.

    Следовательно, и в этой ситуации Вам стоит обращаться с требованиями к "Диксис Дистрибьюшн" по изложенной схеме.

    Кроме того, потребителю нужно помнить, что он вправе предъявить те же требования не только к продавцу и уполномоченным им лицам, но и непосредственно к изготовителю или импортеру (а также уполномоченной ими организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю). Порядок обращения к ним аналогичен описанному выше.


    Средняя оценка: 5 (3 голосов)
    Оцените ответ: 
Задать вопрос

На вопросы ответил

Кохан (Азанова) Марина ВасильевнаКохан (Азанова) Марина Васильевна
Специалист научно-исследовательского института регионального законодательства и правовой политики Юридического института СФУ

Все эксперты

Популярное

Эксперты

Все эксперты