427Документов
доступно

Ответ на вопрос

  • Защита прав потребителей

    Здравствуйте. Недавно в магазине "Стрела-авто" были приобретены запчасти для автомобиля. Они мне не пригодились, и я пошел их сдавать обратно в магазин. Заведующая магазина отказала мне в возврате денег, сославшись на то, что в их магазине это правило не практикуется, и они могут только обменять этот товар на другой по той же стоимости. Скажите, законно ли это? И могу ли я получить деньги за этот товар? Заранее спасибо.

    Лелес Владимир Иванович 23 августа 2010, 18:56

  • Ответ эксперта

    24 августа 2010

     

    Правила возврата и обмена товара надлежащего качества определяются прежде всего действующим законодательством (ст. 502 Гражданского кодекса РФ, ст. 25 Закона РФ "О защите прав потребителей"), и только в части не противоречащей закону - практикой продавцов. Поэтому при определенных обстоятельствах отказ продавца в возврате либо обмене товара надлежащего качества может быть незаконным.         

    Поскольку автомобильные запчасти не входят в Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55), то  их возможно обменять либо возвратить продавцу в порядке, предусмотренном ст. 502 Гражданского кодекса РФ.

    Согласно ст. 502 Гражданского кодекса РФ покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом. При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.

    Таким образом, действующее законодательство по общему правилу предусматривает обмен товара надлежащего качества, на иной товар, соответствующий нуждам покупателя, и только при отсутствии такого товара у продавца – возврат денежных средств покупателю. Требовать возврата продавцу товара надлежащего качества и получения уплаченной за него денежной суммы возможно только в том случае, если у продавца отсутствует возможность заменить купленный товар  на  аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (абз. 2 п. 1 ст. 502 Гражданского кодекса РФ). В ином случае возврат денег за товар надлежащего качества зависит от усмотрения самого продавца.

    Соответственно, у Вас не имеется оснований требовать возврата продавцу автомобильных запчастей по той причине, что они Вам «не пригодились». Если данная причина была единственной и Вами не предъявлялось продавцу требование об обмене купленных запчастей по таким причинам как их несоответствие по размеру, форме, габаритам, расцветке или комплектации, либо если в случае предъявления такого требования продавец смог предложить Вам для обмена аналогичные купленным, но подходящие по названным критериям запчасти, то отказ заведующей магазина в  части возврата товара является правомерным.

    Если Вы все же решитесь обменять купленные запчасти на другие, полезно будет учесть следующее.

    Обмен товара надлежащего качества возможен при наличии совокупности  следующих обстоятельств:

    - товар не подошел покупателю по форме, габариту, фасону, расцветке или комплектации (перечень данных причин является исчерпывающим; Обмен товара по надлежащего качества по иным причинам возможен только с согласия продавца);

    - обмен товара возможен в течение 14 дней с даты его приобретения (более длительный срок для обмена товара может быть установлен самим продавцом);

    - товар не был в употреблении (отсутствие товара в употреблении подтверждают целостность упаковки, наличие этикетки), сохранены его потребительские свойства (т.е. имеется возможность использовать товар по его назначению);

    - имеются доказательства приобретения товара у данного продавца (чаще всего  доказательством приобретения товара у продавца являются кассовый или товарный чек, но могут быть и иные доказательства, например свидетельские показания, так как закон не устанавливает необходимости подтверждения покупки исключительно кассовым или товарным чеком. Так, в статье 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлено, что отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.).

    Кроме того, при обмене товара надлежащего качества по основаниям, предусмотренным ст. 502 Гражданского кодекса РФ, либо если продавец согласен обменять товар несмотря на отсутствие таковых, стоимость обмениваемого товара не обязательно должна быть равноценной: ст. 502 Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность  перерасчета между продавцом и покупателем в случае разницы в цене обмениваемых товаров. Следовательно в этой части практика магазина по обмену товара только на товар равноценной стоимости является неправомерной.

     


    Средняя оценка: 4.28 (25 голосов)
    Оцените ответ: 
Задать вопрос

На вопросы ответил

Петров Александр АлександровичПетров Александр Александрович
доцент кафедры теории государства и права Юридического института СФУ

Все эксперты

Популярное

Эксперты

Все эксперты