Согласно п. 1 ст. 786 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу.
В силу п. 3 данной статьи пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:
- перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;
- провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;
- сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.
Минимальные нормы перевозки багажа и провоза ручной клади установлены ст.22 федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". Нормы перевозки багажа, провоза ручной клади устанавливаются в виде количественных и габаритных ограничений. А именно пассажир имеет право: провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышают сто двадцать сантиметров, одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску. Вместе с тем перевозчик вправе установить норму большего размера (но не меньшего). Однако даже если ручная кладь отвечает установленным нормам перевозчик вправе отказать пассажиру в провозе ручной клади, если ее размещение в транспортном средстве будет препятствовать входу пассажиров в транспортное средство, выходу пассажиров из транспортного средства. Кроме того, как отмечается в Правилах перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112) запрещается размещение ручной клади на местах, предназначенных для сидения, в проходе между сидениями, возле входа или выхода из транспортного средства, в том числе аварийного (п.55). Также не допускаются к перевозке багажом и провозу в составе ручной клади зловонные и опасные (легковоспламеняющиеся, взрывчатые, токсичные, коррозионные и другие) вещества, холодное и огнестрельное оружие без чехлов и упаковки, а также вещи (предметы), загрязняющие транспортные средства или одежду пассажиров (п.62).
Таким образом, если Ваш баян не превышает размеры, обозначенные выше, и возможно обеспечить его размещение в салоне автобуса, которое не будет нарушать приведенные требования, то действия перевозчика, направленные на запрещение провоза ручной клади, неправомерны. При этом, обеспечение целостности и сохранности ручной клади является обязанностью пассажира и транспортная компания освобождается от ответственности за несохранность ручной клади пассажира, если, конечно, последний не докажет, что порча произошла по вине перевозчика.
Если же в отношении баяна не соблюдаются установленные нормы, то обратите внимание на следующее. Пассажир при сдаче багажа для перевозки имеет право объявить его ценность. В багажной квитанции при сдаче для перевозки багажа с объявленной ценностью указывается объявленная стоимость багажа, а также сумма дополнительной платы за прием к перевозке багажа с объявленной ценностью. Тара и упаковка должны обеспечивать целостность и сохранность багажа в течение всего периода перевозки. Перевозчик несет ответственность за сохранность багажа с момента его принятия и до момента выдачи. Ущерб, причиненный при перевозке багажа согласно п. 7 ст. 34 Устава автомобильного транспорта определяется как: стоимость утраченного или недостающего багажа; сумма, на которую понизилась стоимость багажа в результате его повреждения (порчи), и т.д. Стоимость багажа рассчитывается исходя из его цены, предусмотренной договором перевозки пассажира, а при отсутствии таковой - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Вместе с возмещением ущерба перевозчик возвращает пассажиру провозную плату, полученную за перевозку утраченного, недостающего, поврежденного багажа.