427Документов
доступно

Ответ на вопрос

  • Государственное управление

    Возможно ли досрочное прекращение полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в судебном порядке, в случае, если оно является участником нескольких юрлиц, при этом на момент вступления в должность не указывало о своем участии в нескольких организациях? 2) возможно ли досрочное прекращение полномочий данного лица, при вышеуказанных обстоятельствах, если оно передало свои доли в уставном капитале по договорам доверительного управления? 3) будет ли иметь какое-либо значение фактическое осуществление (неосуществление) деятельности обществами, участником которых является выборное должностное лицо ОМСУ? Заранее спасибо!

     16 июня 2009, 02:13

  • Ответ эксперта

    23 июня 2009

    Федеральное законодательство устанавливает ряд организационных мер, направленных на борьбу с коррупционным поведением государственных и муниципальных служащих и лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, не относящиеся к государственным или муниципальным должностям государственной или муниципальной службы.

    Действительно часть 6 статьи 11 Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливает, что в случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Однако обратите внимание, в этом законе говорится только о лицах, являющихся государственными или муниципальными служащими (в вопросе же речь идет о выборном должностном лице местного самоуправления). То есть под действие данной нормы (ч.6 ст. 11 ФЗ «О противодействии коррупции») подпадают муниципальные служащие, работающие в местной администрации, аппарате представительного органа или счетной палаты и избирательной комиссии муниципального образования. Также это требование обязательно для главы местной администрации, назначенного по контракту на конкурсной основе (в этом случае в муниципалитете глава муниципального образования является одновременно председателем представительного органа муниципального образования). Если же главой местной администрации является глава муниципального образования, избранный населением на муниципальных выборах, то эта норма по отношению к нему не применима.

    Для лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, не относящиеся к должностям государственной или муниципальной службы, требования устанавливаются специальным «статусным законодательством». Таким законом и для депутата и для главы муниципального образования (независимо от того будет ли он одновременно главой местной администрации или совмещает свою должность с функцией председателя Совета депутатов или все три должности разом) для избираемого члена контрольного органа является ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Так согласно части 7 статьи 40 указанного Федерального закона осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе:

    1) заниматься предпринимательской деятельностью;

    2) состоять членом управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

    3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

    4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

    Следовательно, указанные Вами в вопросе требования к выборному должностному лицу (депутату или избранному главе муниципального образования) применяются, если имеются следующие условия в совокупности:

    - лицо (депутат, глава муниципального образования) замещает свою должность на постоянной основе (все эти требования не распространяются на лиц, работающих на непостоянной, неоплачиваемой основе, то есть на общественных началах. Напоминаем, что только 10 процентов депутатов от всего состава депутатского корпуса могут замещать оплачиваемые должности);

    - лицо является не просто владельцем акций, участником юридического лица, а замещает должность в органах управления коммерческой организации (член правления, совета директоров и др.).

    Также следует иметь в виду, что не выполнением депутатом, главой муниципального образования данных требований, тем не менее не является основанием для досрочного прекращения им своих полномочий. Перечень оснований досрочного прекращения полномочий депутата  (члена иного выборного органа) предусмотрен частью 10 статьи 40 ФЗ-131, которая такого действия как несоблюдение рассматриваемых нами ограничений не предусматривает. Нарушение антикоррупционных требований выборным должностным лицом можно лишь рассматривать как основание для его отзыва. Но и в этом случае  закон требует судебного установления факта нарушения норм права.

    Это же можно сказать и в отношении избранного главы муниципального образования. Предпринимательская или иная оплачиваемая деятельность, замещение должности в органах управления коммерческой организации, вхождение в состав органов управления некоммерческих НПО не указаны в статье 36 ФЗ-131 как основание досрочного полномочий главы муниципального образования, а только лишь как основание для инициирования населением процедуры отзыва избранного должностного лица местного самоуправления.

    Нормы об обязательной передачи, принадлежащих выборному должностному лицу местного самоуправления ценных бумаг, акций (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций), в доверительное управление в настоящее время законодательство не содержит, хотя внесение их в нормативные акты о местном самоуправлении предусматривает принятый Национальный план по борьбе с коррупцией.


    Средняя оценка: 5 (2 голосов)
    Оцените ответ: 
Задать вопрос

На вопросы ответил

Роньжина Ольга ВикторовнаРоньжина Ольга Викторовна
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного и муниципального права Юридического института СФУ

Все эксперты

Популярное

Эксперты

Все эксперты