427Документов
доступно

Ответ на вопрос

  • Банки и банковская деятельность

    Добрый день! У меня сложилась конфликтная ситуация с банком "Хоум Кредит". В 2006 году я обналичила деньги с карты, вносила ежемесячно указанную сумму, в 2009 году вследствие кризиса платила нерегулярно. В результате сотрудники банка звонят мне по 5-10 раз в день, независимо от дня недели и времени суток, задают одни и те же вопросы (проживание, место работы и т.д.). Зачастую я слышу оскорбления в свой адрес (думаю, по причине неграмотности) от сотрудников службы взыскания. В 2010 году я продолжаю вносить платежи по кредиту. Не могу добиться ответа о точной сумме долга для погашения. К тому же, банк в одностороннем порядке выставляет мне штрафные санкции. В данный момент я в растерянности: не могу узнать ни сумму штрафов, ни сумму долга. Как быть в данной ситуации?

    Рубченко Надежда 13 декабря 2010, 07:48

  • Ответ эксперта

    20 апреля 2011

    Спасибо за вопрос!

    Из Вашего рассказа следует, что между Вами и Банком заключен кредитный договор. Скорее всего, сам договор в виде единого документа у Вас отсутствует, а его условия перечислены в заявлении о выдаче кредита и правилах (условиях) кредитования. Таким образом, чтобы понять взаимоотношения по порядку получения информации по кредиту (задолженности), требуется изучить такие правила. Сам банк на своем сайте декларирует Кодекс ответственного кредитования - http://www.homecredit.ru/fin_codex.php, в котором заявляет об открытости всей информации. В то же время на сайте банка правила или условия кредитования изложены в весьма усеченном виде и понять, как заемщик может оперативно получить данные по кредиту, сложно. Тем не менее, в настоящее время Вас можно рассматривать в качестве заемщика –потребителя банковских услуг.

    Согласно ст. 10 Закона о защите прав потребителя изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы. В соответствии с ФЗ от 2 декабря 1990 г. № 395-I кредитная организация обязана определять в кредитном договоре полную стоимость кредита, предоставляемого заемщику - физическому лицу, а также указывать перечень и размеры платежей заемщика - физического лица, связанных с несоблюдением им условий кредитного договора. С учетом изложенного, банк обязан заранее уведомлять потребителя о кредите и условиях его погашения, а также ответственности за невыплату. Такая информация до Вас могла доводиться при выдаче карты в отдельном буклете и т.п. В тоже время перечисленные нормативные акты не регулируют особенности предоставления потребителю информации о текущем положении дел. Отсутствие такого регулирования влечет для Вас вполне понятные неудобства, так как Вы не можете планировать на будущее сроки и объемы погашения задолженности и штрафных санкций без данных о самой задолженности и начисленных неустойках. С учетом этого, для Вас возможно применять нормы законов о предоставлении информации о банковской услуге по аналогии в целях реализации принципов Закона о защите прав потребителя. При этом дополнительным аргументом в Вашу пользу служит тот факт, что финансовая услуга банка в виде кредитования носит длящийся характер и на любом этапе отношений с кредитной организацией Вам обязаны предоставлять данные о задолженности и применяемых санкциях.

    Поэтому Вам следует обратиться в банк с письменным заявлением, в котором потребовать предоставить Вам данные о текущей задолженности с учетом суммы основного долга, процентом и санкций. В заявлении необходимо сослаться на то, что сотрудники банка не предоставляют Вам достоверную информацию о кредите и Вы как потребитель не можете запланировать его погашение. Укажите, что действия сотрудников банка противоречат размещенному на сайте организации Кодексу ответственного кредитования. Также следует добавить, что в случае непредоставления Вам информации Вы обратитесь в Роспотребнадзор с жалобой. Согласно ст. 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Заявление подавайте в 2 экземплярах, на втором требуется получить штамп или роспись сотрудников банка и дату получения документа (доказательство обращения в банк в конкретное число).

    Если на заявление ответа не будет, обращайтесь в ближайшее Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с жалобой на неправомерный отказ от предоставления Вам информации.

    Согласно ст. 41 Закона о защите прав потребителя изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей их должностных лиц обязан предоставить в установленный ими срок достоверные сведения, документацию, объяснения в письменной и (или) устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления указанными федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами полномочий, установленных настоящим Законом. Поэтому Роспотребнадзор в рамках дела об административном правонарушении может получить сведения о Вашей задолженности из объяснений и документов банка.

    Возвращаясь к вопросу, звонки работников банка Вы запретить не можете, но игнорировать их вполне. Кроме того, поинтересуйтесь, кто конкретно Вам звонит, так как часто взысканием небольшой задолженности и просто телефонными «беседами» занимаются мелкие коллекторские агентства, с которыми лучше напрямую не общаться. В случае оскорблений в Ваш адрес можно вести запись разговора, в дальнейшем использовать ее при обращении в правоохранительные органы.

    Что касается штрафных санкций – не совсем понятно, как вы узнали, что они применяются, если Вам не предоставляют информацию о задолженности. Начисление неустойки в одностороннем порядке – это законная мера со стороны кредитора при образовании задолженности, законом не предусмотрено согласование начисления неустойки с должником. Размер неустойки определяется кредитным договором, он может быть снижен по ст. 333 ГК РФ только судом при взыскании кредитором суммы неустойки. В иных случаях, размер неустойки и штрафов практически невозможно оспаривать.


    Средняя оценка: 4.63 (16 голосов)
    Оцените ответ: 
Задать вопрос

На вопросы ответил

Яковенко Игорь ВасильевичЯковенко Игорь Васильевич
старший преподаватель кафедры гражданского права Юридического института СФУ

Все эксперты

Популярное

Эксперты

Все эксперты