427Документов
доступно

Ответ на вопрос

  • Перевозки

    У грузоперевозчика нарушена пломба на машине.По прибытии на склад 10.04.09.составлен акт о повреждение Разгрузили товар на склад.Через неделю при выдачи груза составлен акт о недостачи т.е. от 15 и 17 апреля Вопрос: Когда должен составяться акт и кто должен быть в комиссии?

    Перелыгина Мария 23 июня 2009, 14:27

  • Ответ эксперта

    6 июля 2009

    В соответствии с п.2 ст.784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

    На сегодняшний день отношения в сфере перевозки автомобильным транспортом урегулированы ФЗ от 08.11.2007г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - УАТ), который вступил в силу с 13.05.2008г.

    По п.1 ст.796 ГК РФ, п.5 ст.34 УАТ перевозчик несет ответственность за несохранность груза, которая произошла  после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

    Согласно подп.2  п.9 ст.15 УАТ в случае доставки груза в неисправном кузове транспортного средства, контейнере или в исправном кузове, контейнере, но с поврежденными пломбами грузоотправителя, выдача груза перевозчиком в пункте назначения должна проводиться с обязательной проверкой массы, состояния груза, количества грузовых мест. В ходе осмотра вы обнаружили повреждения пломб, о чем был составлен акт  10.04.2009г., а акты о недостаче были составлены позже 15.04.2009г. и 17.04.2009г. после выдачи груза. При этом необходимо, чтобы в актах о недостаче грузополучатель и перевозчик определили размер фактической недостачи груза.

    На основании ст.38 УАТ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков при перевозках грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях, предусмотренных данным законом. По п.4 ст.796 ГК РФ документами, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика при несохранности груза, могут быть коммерческий акт и акт общей формы. Порядок составления актов и проставления отметок в документах должен быть установлен правилами перевозок грузов.

    Однако на сегодняшний день еще не приняты специальные правила перевозки грузов автомобильным транспортом, поэтому вопрос о том, когда должен составляться акт и кто должен участвовать в его составлении, на законодательном уровне прямо не урегулирован.

    С 19.03.2009г. вступили в силу «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утв. Постановлением Правительства РФ  от 14.02.2009г. №112 (далее - Правила). Данные правила содержат специальный раздел, посвященный порядку оформления претензий и составления актов. В п.130 Правил говорится, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, удостоверяются коммерческими актами и актами общей формы. В случае недостачи перевозчиком и получателем (если он участвует в проверке багажа), должен быть составлен в 2 экземплярах коммерческий акт, по общему правилу, в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом.

    При этом коммерческий акт должен содержать следующую информацию: описание состояния багажа и тех обстоятельств, при которых обнаружена его несохранность; данные о том, правильно ли был погружен, размещен и закреплен багаж; описание нарушения требований к погрузке, размещению или креплению багажа.

    Вместе с тем, напрямую данные законодательные положения к перевозке грузов автомобильным транспортом мы применить не можем, но суд может их применить по аналогии. Поскольку на сегодняшний день каких-либо четких законодательных норм и правил, регулирующих порядок оформления претензий и составление актов при перевозке грузов автомобильным транспортом не установлено, суд, решая вопрос о субъекте ответственности за несохранность груза, будет исследовать и оценить все представленные доказательства в совокупности.

    Необходимо отметить, что до обращения в суд с иском, по п.1 ст.797 ГК РФ, п.1 ст.39 УАТ к перевозчику в обязательном порядке должна быть предъявлена письменная претензия с приложением документов, обосновывающих данные требования. Правом на предъявление претензии обладают грузоотправители, грузополучатели и т.д.

    Объем ответственности перевозчика ограничен размером реального ущерба, т.е. стоимостью утраченного или поврежденного груза. При этом стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

    Кроме того, перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость груза (п.9 ст.34 УАТ).


    Средняя оценка: 4.25 (8 голосов)
    Оцените ответ: 
Задать вопрос

На вопросы ответил

Качур Юлия ИгоревнаКачур Юлия Игоревна
ассистент кафедры гражданского права Юридического института СФУ

Все эксперты

Популярное

Эксперты

Все эксперты