427Документов
доступно

Ответ на вопрос

  • Административное право

    Добрый день. Буду очень благодарна помощи. Ситуация следующая. Меня обвиняют в проезде под кирпич (улица с односторонним движением). подтверждения моего нарушения (фото/видео съемки) мне не предоставили, свидетелей нет, инспектор в машине был один и остановил меня метрах в 800 от места предъявляемого нарушения. с составленным протоколом я была не согласна, что и указала в протоколе. 9 июня состоялся суд по моему делу, на котором было вынесено решение о лишении меня прав на 4 месяца. Я сообщила, что не согласна и буду обжаловать.Постановление мне не выдали, сказали пришлют по почте. С почты мне пришло уведомление о приходе постановления. оно пришло 22 июня, забрать не успела. 26 июня. меня остановили сотрудники гаи - узнали мою машину, сопроводили в отделение гаи, предъявили обвинение в административном правонарушении - вождение без прав. Изъяли паспорт, временное водительское удостоверение, машину отправили на штраф стоянку. На мои слова о том, что 10 дней на обжалование еще не истекли мне ничего внятного не ответили. Оставили на ночь в отделении милиции, с целью утром,27 июня, сопроводить на суд (15 суток заключения). в отделении мне сделалось нехорошо, вызвали скорую, отправили меня в больницу. Паспорт мне вернуть отказались. В больнице мне выписали справку - диагноз, амбулаторное лечение по месту жительства. (дело происходит в г. Кронштадте, сама живу в Питере). Теперь я нахожусь без паспорта, без возможности забрать постановление с почты и обратиться в поликлинику по месту жительства. Так что сперва очень интересует, как мне получить паспорт. Еще раз, буду благодарна за консультацию.

    Румянцева Ольга Викторовна 28 июня 2009, 20:55

  • Ответ эксперта

    26 сентября 2009

    В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

    Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" постановлено до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, ввести в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, и Правительству Российской Федерации поручено утвердить положение о паспорте гражданина Российской Федерации.

    Такое Положение было утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828.

    В пункте 7 Постановления Правительство РФ определило основания изъятия у гражданина паспорта, каковыми являются выдача паспорта в нарушение установленного порядка или оформление на утраченном (похищенном) бланке, а также определило органы, которые имеют право изымать такие паспорта, а именно: органы внутренних дел Российской Федерации, Федеральная миграционная служба или ее территориальные органы.

    Данная норма проверялась Верховным Судом Российской Федерации в прежней редакции по заявлению Кирилловой И.В. и признана соответствующей действующему законодательству (решение Верховного Суда Российской Федерации от 6 июня 2006 г. по делу N ГКПИ06-334).

    В новой редакции пункт 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2006 г. N 779 расширил круг органов, обладающих правом изъятия паспорта, выданного в нарушение установленного порядка или оформленного на утраченном (похищенном) бланке паспорта, наделив данным правом также и Федеральную миграционную службу или ее территориальный орган, выявившими такой паспорт.

    Предусмотренные пунктом 7 Постановления Правительства РФ основания изъятия паспорта: выдача паспорта в нарушение установленного порядка или оформление на утраченном (похищенном) бланке охватываются понятием недействительного удостоверения личности гражданина (паспорта).

    Полномочия органа внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы или ее территориального органа на изъятие недействительного паспорта, как относящегося к предмету административного правонарушения, непосредственно вытекают из пункта 4 части 1 статьи 27.1, статьи 27.10, пункта 1 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Кроме того, основные задачи милиции закреплены в статье 10 Закона Российской Федерации "О милиции", в том числе осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях (пункт 7).

    Статьей 6 данного Закона установлено, что обязанности милиции могут быть возложены на иных сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками милиции.

    В силу абзаца 2 пункта 1 Положения о Федеральной миграционной службе Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 928, Федеральная миграционная служба Российской Федерации подведомственна Министерству внутренних дел Российской Федерации.

    Выполняя содержащееся в пункте 6 Положения предписание, ФМС России организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации выдачу и замену гражданам Российской Федерации документов, удостоверяющих их личность; учет выданных паспортов гражданина Российской Федерации (абзацы 12, 15 подпункта 3).

    В этих случаях гражданину выдается акт об изъятии паспорта. В акте указываются: дата, место, должность и фамилия лица, составившего акт, фамилия, имя и отчество лица, которому оформлен паспорт, серия и номер изымаемого паспорта и причина его изъятия. Акт подписывается лицом, его составившим, и утверждается начальником органа внутренних дел, а в случае его отсутствия - уполномоченным на то лицом, после чего гражданин вправе обратиться с заявлением о замене паспорта в органы внутренних дел по месту жительства.

    Пунктом 80 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 1105 (далее - Административный регламент), предусмотрено, что изъятие у граждан паспортов, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятие должностными лицами паспортов в залог запрещаются.

    Следовательно, изъятие органами внутренних дел паспорта по основаниям, не связанным с его недействительностью, может расцениваться как нарушение федерального законодательства.

    В частности, статья 19.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет административную ответственность за незаконное изъятие действительного удостоверения личности гражданина (паспорта), выданного уполномоченными органами с соблюдением установленного порядка.

    Согласно данной статье незаконное изъятие должностным лицом удостоверения личности гражданина (паспорта) влечет наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей (часть 1).

    Согласно абзацу второму пункта 16 названного Положения в случае обращения гражданина по вопросу выдачи или замены паспорта не по месту жительства, а также в связи с его утратой (похищением) паспорт выдается в 2-месячный срок со дня принятия документов территориальными органами Федеральной миграционной службы.

    В соответствии с приведенной нормой вся последовательность действий с момента принятия заявления об утрате (похищении) паспорта до выдачи паспорта должна быть совершена в течение 2 месяцев.

    Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 сентября 1997 г. N 605 утверждена Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации (в редакции Приказов МВД России от 26.07.1999 N 554, от 04.04.2002 N 320, от 27.09.2002 N 937, от 31.05.2003 N 368, от 05.07.2003 N 521, от 21.10.2003 N 809).

    Документ опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 22, 1997 и зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 октября 1997 г. за N 1400.

    Пунктом 52 Инструкции установлено, что до оформления нового паспорта гражданину паспортно-визовым подразделением органа внутренних дел выдается временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации по форме N 2П на срок не более 2 месяцев. В свидетельство о регистрации по месту пребывания гражданина вносятся сведения о выданном временном удостоверении личности.

    Выдаваемые гражданам временные удостоверения личности гражданина Российской Федерации по форме N 2П регистрируются в Журнале учета временных удостоверений личности гражданина Российской Федерации по форме N 10П (Приложение 10). Временным удостоверениям личности присваиваются порядковые номера, под которыми они зарегистрированы в журнале.

    В соответствии со статьёй 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

    Требований, касающихся обязательного наличия фото/видеосъемки, свидетельских показаний, подтверждающих факт совершения административного правонарушения, в нормативно-правовых актах не содержится, следовательно, их отсутствие не влияет на законность привлечения лица к административной ответственности.

    В соответствии с пунктом 13.7 Приказа МВД РФ от 20.04.1999 № 297 "Об утверждении наставления по работе Дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", которое действовало в момент возникновения спорных правоотношений (на настоящий момент утратило силу), основанием для остановки транспортных средств являются:

    а) нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;

    б) наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;

    в) нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;

    г) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;

    д) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;

    е) необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;

    ж) проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз - только на стационарных постах ДПС, контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах.

     Согласно статье 12.15 КоАП РФ выезд на трамвайные пути встречного направления, а равно выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом, поворотом налево или объездом препятствия, - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей (часть 3).

    Выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев (часть 4).

    Пленум Верховного Суда РФ в пункте 12 Постановления от 24.10.2006 № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" отметил, что нарушение водителями требований дорожных знаков или разметки, которое повлекло выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, следует квалифицировать по части 3 или части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, поскольку эти нормы являются специальными по отношению к статье 12.16 КоАП РФ. Такие ситуации могут возникнуть, например, при движении по дороге с одной полосой движения для каждого направления в результате нарушения требований дорожных знаков: 3.20 "Обгон запрещен", 3.22 "Обгон грузовым автомобилям запрещен", 5.11 "Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств", а также дорожной разметки 1.1. Нарушение водителем требований дорожного знака 3.1 "Въезд запрещен", повлекшее движение во встречном направлении по дороге, предназначенной для одностороннего движения, также необходимо квалифицировать как выезд в нарушение ПДД на сторону дороги, предназначенную для встречного движения.

    Следовательно, основанием для остановки Вашего транспортного средства явилось наличие у сотрудника оснований предполагать совершение Вами административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

    Согласно пункту 12.6 указанного выше  наставления по работе Дорожно-патрульной службы в состав наряда каждого патрульного автомобиля должно входить не менее двух сотрудников ДПС. Отсутствие в автомобиле второго сотрудника ДПС является нарушением Приказа МВД РФ от 20.04.1999 № 297.

    В силу части 1 наставлений зона ответственности поста - территория поста с прилегающим к ней участком дороги (местности), в пределах которого наряд дорожно-патрульной службы выполняет свои функциональные обязанности. При этом с расстояния в 800 метров (кроме случаев недостаточной видимости  в условиях тумана, дождя, снегопада, в сумерки, а также патрулирования в темное время суток на неосвещенных участках дорог) вполне возможно установить нарушение водителем требований дорожного знака 3.1 "Въезд запрещен", повлекшее движение во встречном направлении по дороге, предназначенной для одностороннего движения.

    В соответствии со статьёй 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

    Обязательное наличие свидетелей/понятых при составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ, законом не предусмотрено.

    В соответствии со статьёй 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (в Вашем случае оно должно было быть выслано до 12 июня включительно).

    Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

    1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

    2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

    3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

    Срок для обжалования постановления по делу об административном правонарушении установлен статьёй 30.3 КоАП РФ: жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

    Таким образом, вступление в силу постановления по делу об административном правонарушении поставлено в зависимость от момента получения копии постановления, а не его отправки.

    В то же время, пункт 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221, предусматривает возвращение почтовых отправлений, не полученных адресатами, по обратному адресу. При этом почтовый орган обязан был направить Вам извещение дважды, а не один раз (22 июня). В суд должна поступить справка органа связи о  том, что почтовое отправление возвращено по причине истечения срока хранения, при этом Вам  дважды направлялись почтовые извещения, вместе с тем за получением заказного письма Вы не явились.

    Таким образом, Ваша возможность получить постановление была существенно ограничена как действиями суда, просрочившего отправку постановления, так и действиями органа связи.

    Указанные обстоятельства могут в дальнейшем быть признаны уважительными причинами пропуска срока на обжалование Вами постановления о назначении административного наказания, который, в соответствии с частью 2 статьи 30.3 КоАП РФ, по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей (в случае, если данное постановление признано вступившим в законную силу).

    В соответствии со статьями 30.2, 30.5 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается. При этом жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу.


    Средняя оценка: 5 (9 голосов)
    Оцените ответ: 
Задать вопрос

На вопросы ответил

Кохан (Азанова) Марина ВасильевнаКохан (Азанова) Марина Васильевна
Специалист научно-исследовательского института регионального законодательства и правовой политики Юридического института СФУ

Все эксперты

Популярное

Эксперты

Все эксперты