427Документов
доступно

Ответ на вопрос

  • Защита прав потребителей

    Здравствуйте, уважаемые юристы! У меня вопрос про интернет. Моя подруга лазила по разным сайтам, наткнулась на какую-то информация по поводу диет. Чтобы получить там индивидуальную диету, нужно было отправить смс на короткий номер, стоимость смс не была указана. Она отправила это смс, и у неё на счету образовалась задолженность 900 рублей. Можно ли вернуть эти деньги, что для этого нужно сделать? Может ли её оператор мобильной связи взыскать с неё эту задолженность, если она больше не будет пользоваться этим номером телефона и не погасит этот долг?

    Анна 15 февраля 2011, 21:20

  • Ответ эксперта

    28 ноября 2011

    Здравствуйте!

    В юридической литературе отмечается, что, во-первых, отправка SMS-сообщений - это взаимоотношения оператора сотовой связи и абонента (приобретателя SMS-услуг); во-вторых, при отправке SMS-сообщения никакого перечисления денежных средств, т.е. оплаты SMS-услуг, не происходит, так как уменьшение размера баланса лицевого счета абонента говорит только об уменьшении доступного объема услуг сотовой связи, в связи с этим де-факто контент оплачивает его получатель - абонент мобильного оператора, де-юре же контент-провайдеры получают доход от компаний сотовой связи, которые "делятся" в процентном соотношении повышенной стоимостью каждого SMS-сообщения, оплаченного абонентом[1].

    Исходя из этого, специалисты делают вывод, что из содержания изложенных правоотношений вытекает, что контент-провайдер обязуется производить исполнение своего обязательства (оказание SMS-услуги) не оператору сотовой связи, а его абонентам (третьим лицам), которые имеют право требовать данного исполнения путем направления SMS-сообщений (запросов к услуге). Такая структура правоотношений позволяет утверждать, что с контент-провайдером заключается договор в пользу третьих лиц. Отправка SMS-запроса означает реализацию третьим лицом своего права требования на получение исполнения. [2]

    Теперь обратимся к поставленному Вами вопросу об ответственности за неправомерное списание суммы с лицевого счета абонента. Если исходить из приведенного выше анализа отношений между поставщиком SMS-услуг, операторами сотовой связи и их абонентами, то все претензии потребитель может предъявить поставщику SMS-услуг. Данным правом теоретически обладает и оператор связи как кредитор по договору в пользу третьего лица. Претензии абоненты могут предъявлять в рамках Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», в том числе в виде требований о возмещении убытков в размере стоимости отправленного SMS-сообщения. Если же баланс лицевого счета абонента после отправки SMS-запроса к услуге уменьшился на сумму большую, чем указано в сообщении об SMS-услуге, то претензию необходимо предъявлять оператору связи, с которым абонент заключил договор об оказании услуг подвижной связи.

    Закон о защите прав потребителей регулирует право потребителей на информацию, возлагая определённые обязанности на исполнителя (продавца). Так, в соответствии со статьёй 10 Закона о защите прав потребителей продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. В силу пункта 2 данной статьи информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе, цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг).

    Статья 12 Закона о защите прав потребителей предусматривает ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге). Так, в силу пункта 1 данной статьи если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

    Следовательно, Ваша подруга вправе обратиться к контент-провайдеру, предоставившему услугу, непосредственно, либо в судебном порядке с заявлением о возмещении убытков в размере стоимости отправленного SMS-сообщения.

    Поскольку взаимоотношения оператора сотовой связи и абонента чаще всего основываются на авансовой системе оплаты, при которой посредством авансового платежа осуществляется внесение определенных денежных сумм на лицевой счет абонента, с которого оператор связи снимает платежи за оказанные абоненту услуги подвижной связи, уменьшение размера баланса лицевого счета абонента говорит только о предоставлении оператором услуги по отправлению сообщения на короткий номер контент-провайдера.

    Следовательно, отношения, связанные с взысканием оператором сотовой связи с абонента задолженности по договору об оказании услуг сотовой связи, не зависят от характера взаимоотношений абонента с контент-провайдером. Нарушение контент-провайдером Закона о защите прав потребителей не может являться основанием для освобождения абонента от ответственности по заключённому им с оператором договору об оказании услуг сотовой связи.

    Таким образом, образовавшуюся задолженность, отражающуюся на лицевом счету, сотовый оператор вправе взыскать с абонента.

     



    [1] Артёмов, В.В. SMS-бизнес и закон // Адвокат. – 2007. – № 6.

    [2] Там же.


    Средняя оценка: 3.2 (5 голосов)
    Оцените ответ: 
Задать вопрос

На вопросы ответил

Кохан (Азанова) Марина ВасильевнаКохан (Азанова) Марина Васильевна
Специалист научно-исследовательского института регионального законодательства и правовой политики Юридического института СФУ

Все эксперты

Популярное

Эксперты

Все эксперты