В правилах землепользования и застройки Вашего населенного пункта и проектах градостроительного и территориального зонирования для каждой части территории уже определены виды разрешенного использования земельного участка, условно разрешенного использования и предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Таким образом, необходимо для определения законности действий администрации открыть карту градостроительного зонирования, найти рассматриваемый земельный участок и определить зону, в которой он находится (например, Ж-2, зона жилой застройки средней этажности). Далее в правилах землепользования и застройки Вашего города (утверждается решением представительного органа) находим основные виды разрешенного использования для этой зоны (например, размещение многоквартирных жилых домов не более 10 этажей), виды условно разрешенного использования для этой зоны (например, размещение культовых объектов, размещение культурно-развлекательных комплексов при условии соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, технических регламентов), вспомогательные виды разрешенного использования (например, размещение аптек, размещение открытых стоянок, открытых площадок для временной парковки автотранспорта и т.д.) и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (например, будет указано: отступ от красной линии до зданий, строений, сооружений при осуществлении строительства - не менее 6 м; для пяти-девятиэтажной застройки коэффициент застройки - не более 0,19; коэффициент свободных территорий - не менее 0,81; площадь, занимаемая объектами условно разрешенных видов использования, не должна превышать 15% площади квартала, микрорайона, иного элемента планировочной структуры зоны жилой застройки средней этажности и пр.).
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ решение принимается местной администрацией с учетом публичных слушаний. Однако, мнение собственников, сособственников прилегающих земельных участков, жилых домов не имеет для органов местного самоуправления обязательного юридического значения. Решение принятое местной администрацией о разрешении на условно разрешенный вид использования земельного участка и отклонении от параметров разрешенного строительства) может быть обжаловано в суд (на основании не соблюдения установленной процедуры публичных слушаний или нарушений градостроительных норм и правил, например, СанПина по санитарно-защитным зонам). Исходя из правовой позиции Конституционного суда, оспаривание заключения самих публичных слушаний лишено правового смысла.
Практика принятия постановлений по результатам публичных слушаний свидетельствует о том, что наличие значительной явки граждан (сособственников прилегающих участков и объектов капитального строительства) и наличие единого отрицательного мнения, как правило, вынуждает орган местного самоуправления принимать постановление об отказе на условно разрешенный вид использования и отклонения от предельных параметров реконструкции объектов капитального строительства.