Здравствуйте!
С точки зрения экономики суть термина «выпадающие доходы» в коммунальной сфере состоит в том, что в связи с централизованным установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, предельных цен на топливо и тарифов на коммунальные услуги компании в данном секторе часто вынуждены оказывать услуги населению по цене ниже экономически обоснованного тарифа, то есть тарифа, учитывающего затраты организации на производство, передачу и сбыт тепловой энергии.
Рассмотрим правовую регламентацию данного вопроса.
Согласно части 7 статьи 155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят этой управляющей организации плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со статьёй 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего кодекса, рассчитываются по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Так, Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края (далее – РЭК КК) от 15 декабря 2010 г. № 300-п «Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую открытым акционерным обществом «Красноярскэнергосбыт» (г. Красноярск)» установлены тарифы на тепловую энергию для населения с 1 января 2011 года.
Законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами на основании статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации могут предусматриваться существенные льготы для определённых категорий граждан по плате за жильё и коммунальные услуги – например, Законом РФ от 15.01.1993 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Федеральным законом от 09.01.1997 "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" и др., – в связи с чем у предоставляющих услуги организаций могут возникнуть убытки.
Однако ресурсоснабжающие организации не обязаны работать себе в убыток, предоставляя субсидии и другие льготы, их предпринимательская деятельность, как и любая другая, направлена на получение прибыли, как это предусмотрено в статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, а сама эта деятельность должна осуществляться свободно, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 34 Конституции Российской Федерации).
В связи с этим организациям и индивидуальным предпринимателям, реализующим коммунальные услуги населению, из соответствующего бюджета систематически выделяются денежные средства на покрытие выпадающих доходов в сумме, соответствующей объёму предоставленных льгот.
Таким образом, покрытие данных убытков происходит за счёт бюджета, а не граждан, которым предоставлены льготы, иначе пропал бы смысл предоставления льгот.
Так, Законом Красноярского края от 10.12.2009 №9-4155 распределены субсидии бюджетам муниципальных образований края на компенсацию (возмещение расходов по компенсации) выпадающих доходов организаций жилищно-коммунального комплекса края, связанных с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, на 2010 год и плановый период 2011 - 2012 годов.
На 2011 год городу Красноярску из бюджета края предоставлено 244 376,7 тыс. рублей для компенсации выпадающих доходов.
Следовательно, включение в плату за жилое помещение компенсации выпадающих доходов неправомерно, в связи с чем Вы можете обратиться в суд с заявлением к управляющей организации об обязании произвести перерасчет коммунальных платежей, взыскании излишне уплаченных денежных средств и компенсации морального вреда.