72556837Документов
доступно

Ответ на вопрос

  • Защита прав потребителей

    Добрый вечер. Подскажите, правомерны ли: 1) действие развлекательных заведений (клубы, рестораны и пр) в отказе от оказания услуг без объяснения причин 2) информационные таблички типа "клуб вправе отказать в посещении лицу, без объяснения причин" или "Клуб является частным заведением, и администрация клуба в любое время вправе попросить вас покинуть территорию клуба без объяснения причины". Спасибо

    Антон Покровский 11 апреля 2011, 22:38

  • Ответ эксперта

    4 декабря 2011

    Здраствуйте! Здесь есть 2 варианта. Один вариант имеет место тогда, когда на какое-то мероприятие приобретается билет и Вам отказывают в посещении при наличии билета. Такие действия неправомерны, поскольку фактом приобретения билета подтверждается факт заключения договора возмездного оказания услуг. То есть, если сторона договора отказывает другой стороне в посещении заведения, тем самым она не исполняет свое обязательство по договору. В таком случае можно в судебном порядке требовать  возмещения убытков и компенсации морального вреда на основании Закона «О защите прав потребителей» и Гражданского Кодекса РФ. Наличие морального вреда необходимо доказать. Обычно в таких случаях используются медицинские справки (об обострении хронических заболеваний, констатации состояния ситуационного стресса) и/или показания свидетелей. Суды часто становятся на сторону потребителя в таких ситуациях, но больших компенсаций ждать не стоит. Мой личный опыт такого процесса закончился получением компенсации в размере 5 тысяч рублей (2009 год). Сам процесс длился полтора года. Чтобы сэкономить время и силы, лучше сначала обратиться к администрации соответствующего заведения с письменной претензией и пояснить, что, если Ваши требования не будут удовлетворены в добровольном порядке, Вы намерены обратиться в суд. Возможно, удастся урегулировать конфликт и в досудебном порядке.

    Что касается тех ситуаций отказа в посещении тогда, когда билет еще не приобретен, то это означает, что с Вами отказываются заключить договор. В нашем законодательстве есть понятие т. н. «публичного договора». В соответствии со ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

    Таким образом, получается, что единственный случай, когда Вам могут отказать, - это отсутствие объективной возможности оказать услугу. Например, если все билеты проданы и в заведении физически нет места, чтобы мог зайти кто-то еще. Но если Вам говорят, что места нет, а других пускают, это неправомерно.

    Закон предусматривает следующую возможность в случае уклонения стороны от заключения публичного договора: если сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки (ст. 445 ГК РФ).

    Требование о понуждении заключить договор в этой ситуации Вам вряд ли покажется привлекательным, а вот возместить убытки можно. Так же, как и в первом случае (с билетом), можно взыскать возмещение морального вреда в соответствии со ст. 15 Закона о защите прав потребителя (см. выше).


    Средняя оценка: 3.67 (12 голосов)
    Оцените ответ: 
Задать вопрос

На вопросы ответил

Полещук Юлия ОлеговнаПолещук Юлия Олеговна
ассистент кафедры иностранного права Юридического института СФУ

Все эксперты

Популярное

Эксперты

Все эксперты