В соответствии со статьей 15 закона РФ «Об образовании» дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается. А родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса.
Эти общие требования к содержанию любого образования распространяются и на дошкольные образовательные учреждения.
В соответствии с п. 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
То, что заведующая говорит, что «воспитатель и няня вообще не обязаны соблюдать никаких должностных инструкций, потому что садик не обязан воспитывать и вообще проводить занятия с детьми» - не соответствует действительности, поскольку согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666) дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (п. 3), создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования (п. 4).
В соответствии с п. 5 Типового положения основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:
охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
На основании п. 12 Типового положения дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:
выполнение функций, определенных уставом;
реализацию в полном объеме основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
качество реализуемых образовательных программ;
соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей;
жизнь и здоровье детей и работников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса.
В силу п. 21 Типового положения содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655), и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.
В п. 40 Типового положения подчеркивается, что отношения ребенка и персонала дошкольного образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.
Работник образовательного учреждения (воспитатель, нянечка) осуществляет свою трудовую деятельность на основании трудового договора и, вероятнее всего, должностной инструкции, в которых должны быть четко зафиксированы их права и обязанности, так что директор лукавит, говоря, что этого нет. Более того, даже если это и правда, общий запрет на применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам никто не отменял.
Кроме того, не лишним будет посмотреть устав Вашего детского садика и договор между ДОУ и родителями (т.е. Вами). Более чем уверен, что и в указанных документах закреплен запрет на физическое и психическое насилие в отношении ребенка.
Соответственно, все вышеизложенные аргументы Вы можете ривести в жалобе на имя заведующей.
Если договориться на уровне детского садика не получится, что можно:
1) написать жалобу на действия нянечки и бездействия директора в муниципальное управление образованием, которое является учредителем ДОУ, и, желательно, сходить на личный прием к его руководителю, чтобы прощупать его позицию по делу;
2) если первый вариант не сработал, написать жалобу в региональный орган, осуществляющий контроль и надзор в области образования;
3) если и по результатам рассмотрения второй жалобы нет нужного эффекта – обратиться в прокуратуру с требованием провести проверку соблюдения действующего законодательства и защиты прав детей
Варианты 1-3 можно запустить и одномоментно.
Если, не дай Бог, Ваш ребенок придет из детского садика с более-менее серьезными повреждениями, срочно нужно будет пройти медицинское освидетельствование в больнице, причем в причинах повреждений с ваших слов медики должны записать, что травмы нанесены в детском саду предположительно тем-то. Затем нужно будет написать заявление в полицию с требованием провести проверку по факту причинения телесных повреждений.