427Документов
доступно

Ответ на вопрос

  • Здравоохранение, образование

    Здравствуйте, моей дочке скоро три года, она посещает МДОУ, младшую группу. У нас возникла такая проблема: помощник воспитателя (нянечка) практикует телесные наказания и грубость по отношению к детям (шлепки, толчки, может сильно тряхнуть ребенка за одежду, кричит на детей). В то время, как мой ребенок привыкал к саду, ходил с удовольствием, я могла прийти в любое время, несколько раз сама наблюдала такое поведение нянечки. Разговор с заведующей ничего не дал, думаю, она попросту забыла или не поверила, так как нянечка работает в МДОУ уже 9 лет. Разговор с воспитателями и нянечкой сообтветственно тоже был безрезультатным - все всё отрицают. Дело в том, что нянечка порвала на моём ребёнке уже второе платье, сильно тряхнув за одежду, ребенок стал наотрез отказываться идти в сад, боится нянечку, что она будет деток бить и мою тоже, стал нервным, просыпается ночью и плачет. Дело в том, что я сама педагог, я знаю, что нянечке необязательно иметь образование, но она не имеет права бить детей, а отвечают за это воспитатель и заведующая. У детей сейчас очень сложный период - кризис 3-х лет, важный этап становления личности, необходимость ощутить собственную значимость, дети капризничают, настаивают на своём, делают всё наоборот и пр., нужно терпение и помощь педагога, а не шлепки и крики. Хочу заведующей написать жалобу или заявление, чтобы уволили нянечку, как мне грамотно надавить на неё? Какими законами и нормами руководствоваться? Кому я могу написать жалобу? Целесообразно ли писать: в Управление Образования, Роспотребнадзор, Управление Здравоохранения, Прокуратуру, полицию? Я просто боюсь за психическое и физическое здоровье моей дочки, да и если постоянно будут рвать одежду на ребёнке, я буду нести ощутимые убытки. Могу ли я потребовать в Управлении образования предоставить моему ребёнку безопасное МДОУ с адекватными работниками? Если да, то какими Законами нужно руководствоваться? Спасибо за внимание, с уважением, Светлана.

     14 июня 2011, 12:34

  • Ответ эксперта

    17 июня 2011

    В соответствии со статьей 15 закона РФ «Об образовании» дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается. А родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса.

    Эти общие требования к содержанию любого образования распространяются и на дошкольные образовательные учреждения.

    В соответствии с п. 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

    То, что заведующая говорит, что «воспитатель и няня вообще не обязаны соблюдать никаких должностных инструкций, потому что садик не обязан воспитывать и вообще проводить занятия с детьми» - не соответствует действительности, поскольку согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666) дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (п. 3), создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования (п. 4).

    В соответствии с п. 5 Типового положения основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

    охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

    обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

    воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

    осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

    взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

    оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

    На основании п. 12 Типового положения дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

    выполнение функций, определенных уставом;

    реализацию в полном объеме основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

    качество реализуемых образовательных программ;

    соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей;

    жизнь и здоровье детей и работников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса.

    В силу п. 21 Типового положения содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655), и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

    В п. 40 Типового положения подчеркивается, что отношения ребенка и персонала дошкольного образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

    Работник образовательного учреждения (воспитатель, нянечка) осуществляет свою трудовую деятельность на основании трудового договора и, вероятнее всего, должностной инструкции, в которых должны быть четко зафиксированы их права и обязанности, так что директор лукавит, говоря, что этого нет. Более того, даже если это и правда, общий запрет на применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам никто не отменял.

    Кроме того, не лишним будет посмотреть устав Вашего детского садика и договор между ДОУ и родителями (т.е. Вами). Более чем уверен, что и в указанных документах закреплен запрет на физическое и психическое насилие в отношении ребенка.

    Соответственно, все вышеизложенные аргументы Вы можете ривести в жалобе на имя заведующей.

    Если договориться на уровне детского садика не получится, что можно:

    1) написать жалобу на действия нянечки и бездействия директора в муниципальное управление образованием, которое является учредителем ДОУ, и, желательно, сходить на личный прием к его руководителю, чтобы прощупать его позицию по делу;

    2) если первый вариант не сработал, написать жалобу в региональный орган, осуществляющий контроль и надзор в области образования;

    3) если и  по результатам рассмотрения второй жалобы нет нужного эффекта – обратиться в прокуратуру с требованием провести проверку соблюдения действующего законодательства и защиты прав детей

    Варианты 1-3 можно запустить и одномоментно.

    Если, не дай Бог, Ваш ребенок  придет из детского садика с более-менее серьезными повреждениями, срочно нужно будет пройти медицинское освидетельствование в больнице, причем в причинах повреждений с ваших слов медики должны записать, что травмы нанесены в детском саду предположительно тем-то. Затем нужно будет написать заявление в полицию с требованием провести проверку по факту причинения телесных повреждений.  


    Средняя оценка: 4.71 (14 голосов)
    Оцените ответ: 
Задать вопрос

На вопросы ответил

Петров Александр АлександровичПетров Александр Александрович
доцент кафедры теории государства и права Юридического института СФУ

Все эксперты

Популярное

Эксперты

Все эксперты