427Документов
доступно

Ответ на вопрос

  • Перевозки

    Здравствуйте! Помогите пожалуйста разобраться в следующей ситуации. Я купил железнодорожный электронный билет, прошёл электронную регистрацию, но не воспользовался билетом, так как меня на скорой увезли в больницу. Я позвонил по телефону в РЖД и предупредил, что не смогу поехать, поскольку госпитализирован в больницу. Консультант мне посоветовал отменить регистрацию, а после выписки из больницы обратиться в РЖД с заявлением о возврате неиспользованного билета и документами, подтверждающими факт нахождения на стационарном лечении. Я отменил регистрацию, а после выписки из больницы позвонил по телефону в РЖД, чтобы узнать, как мне вернуть деньги за неиспользованный билет. Мне ответили, что возвратить билет нужно было в пятидневный срок после отправления поезда. Но ведь я в это время находился в больнице???

    дмитрий 17 июня 2011, 13:28

  • Ответ эксперта

    20 сентября 2011

    В ст. 83 Устава железнодорожного транспорта РФ (федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ) перечислены права пассажира при проезде в поездах дальнего следования, в том числе:

    - право продлевать срок действия проездного документа (билета) в случае болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной документами лечебных учреждений;

    - право возобновить действие проездного документа (билета) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд в течение двенадцати часов либо вследствие болезни, несчастного случая в течение пяти суток с момента отправления поезда, на который приобретен проездной документ (билет), а в случае отказа от поездки получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты.

    По смыслу вышеуказанных норм болезнь пассажира, подтвержденная необходимыми документами, рассматривается как уважительная причина и основание для продления или возобновления действия проездного документа, либо возврата его стоимости при отказе от поездки.

    В то же время правило о возврате стоимости билета при отказе от поездки по уважительной причине (вследствие болезни) сформулировано недостаточно четко и прямо не регламентирует ситуацию, при которой пассажир госпитализирован, находится на стационарном лечении и не может до отправления поезда или непосредственно после его отправления обратиться с заявлением о возврате билета в кассу или к представителю перевозчика.

    Как следует из Вашего письма, представители РЖД в отсутствие каких-либо четких указаний в законе относительно срока возврата билета в случае нахождения пассажира на стационарном лечении используют по аналогии правило ст. 83 Устава железнодорожного транспорта РФ – о пятидневном сроке с момента отправления поезда. Однако вполне очевидно, что данное правило существенно ограничивает права тех пассажиров, которые находятся на стационарном лечении в течение длительного срока. Поэтому данная аналогия не уместна.

    В подобной ситуации следует исходить из того, что пассажир вправе в течение разумного срока после выписки из больницы обратиться к перевозчику с заявлением о возврате стоимости неиспользованного билета, за вычетом стоимости плацкарты.

    Кроме того, позиция представителей РЖД о необходимости обращения с заявлением о возврате проездного документа в течение пяти суток не исключает возможности восстановления указанного срока пассажиру, пропустившему его по уважительным причинам. Тем более, что Вы заблаговременно известили перевозчика об отказе от поездки в связи с болезнью, однако получили неточную консультацию от представителя перевозчика о порядке возврата билета.


    Средняя оценка: 3 (4 голосов)
    Оцените ответ: 
Задать вопрос

На вопросы ответил

Кратенко Максим ВладимировичКратенко Максим Владимирович
кандидат юридических наук; доцент кафедры гражданского права Юридического института СФУ

Все эксперты

Популярное

Эксперты

Все эксперты