В ст. 83 Устава железнодорожного транспорта РФ (федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ) перечислены права пассажира при проезде в поездах дальнего следования, в том числе:
- право продлевать срок действия проездного документа (билета) в случае болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной документами лечебных учреждений;
- право возобновить действие проездного документа (билета) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд в течение двенадцати часов либо вследствие болезни, несчастного случая в течение пяти суток с момента отправления поезда, на который приобретен проездной документ (билет), а в случае отказа от поездки получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты.
По смыслу вышеуказанных норм болезнь пассажира, подтвержденная необходимыми документами, рассматривается как уважительная причина и основание для продления или возобновления действия проездного документа, либо возврата его стоимости при отказе от поездки.
В то же время правило о возврате стоимости билета при отказе от поездки по уважительной причине (вследствие болезни) сформулировано недостаточно четко и прямо не регламентирует ситуацию, при которой пассажир госпитализирован, находится на стационарном лечении и не может до отправления поезда или непосредственно после его отправления обратиться с заявлением о возврате билета в кассу или к представителю перевозчика.
Как следует из Вашего письма, представители РЖД в отсутствие каких-либо четких указаний в законе относительно срока возврата билета в случае нахождения пассажира на стационарном лечении используют по аналогии правило ст. 83 Устава железнодорожного транспорта РФ – о пятидневном сроке с момента отправления поезда. Однако вполне очевидно, что данное правило существенно ограничивает права тех пассажиров, которые находятся на стационарном лечении в течение длительного срока. Поэтому данная аналогия не уместна.
В подобной ситуации следует исходить из того, что пассажир вправе в течение разумного срока после выписки из больницы обратиться к перевозчику с заявлением о возврате стоимости неиспользованного билета, за вычетом стоимости плацкарты.
Кроме того, позиция представителей РЖД о необходимости обращения с заявлением о возврате проездного документа в течение пяти суток не исключает возможности восстановления указанного срока пассажиру, пропустившему его по уважительным причинам. Тем более, что Вы заблаговременно известили перевозчика об отказе от поездки в связи с болезнью, однако получили неточную консультацию от представителя перевозчика о порядке возврата билета.