60633432Документов
доступно

Ответ на вопрос

  • Общеправовые вопросы

    В чем различие между нормативными и индивидуальными актами? И какое оно имеют значение для обжалования акта в арбитражном процессе?

     9 апреля 2009, 17:28

  • Ответ эксперта

    11 апреля 2009

    обладают возможностью неоднократной реализации

    Разграничение нормативных правовых актов (далее - НПА) и индивидуальных правовых актов (далее - ИА) проводят по нескольким критериям:

    1) неконкретность адресата НПА (распространяется на персонально неопределенный круг лиц) и персонифицированность адресата ИА (принимается в отношении конкретного физического или юридического лица или конкретной группы таковых);

    2) НПА сохраняют свое действие независимо от однократного исполнения, обладают способностью к многократной реализации, а  ИА  - это правовык акты однократного действия (полное, надлежащее выполнение предписаний ИА прекращает возможность выполнения его же в будущем (другое дело, что  во времени этот процесс может быть растянут));

    3) НПА направлены на создание общих модели поведения людей, организаций, органов публичной власти, или на изменение этих моделей, или на отказ от этих моделей, а ИА разрешают, обязывают или запрещают конкретные модели поведения определенных лиц применительно к фактическим обстоятельствам в конкретном правоотношени;

    4)  как правило, ИА формируются на основании и во исполнение норм и нормативных обобщений, закрепленных в НПА, опосредуя их действиеприменительно к конкретному правоотношению.

    Конечно, это только общие критерии для отграничения НПА и ИА и для разграничения конкретных актов следует анализировать их в комплексе, обращая внимание на то, что на практике порой принимаются "смешанные" акты, содержащие как общие, так и индивидуальные предписания. Кроме того, в правовом акте нормативность или индивидуальность предписания может быть неявной и требовать самостоятельной интерпретации. 

    Процессуальное значение данного разграничения таково:

    1) Согласно статье 29 и части 3 статьи 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются арбитражным судом, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов. Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются арбитражным судом, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.Поэтому по делам об оспаривании нормативных правовых актов арбитражным судам следует проверять, имеется ли федеральный закон, который отнес рассмотрение таких дел к их компетенции.Если при решении вопроса о принятии заявления о признании нормативного правового акта недействующим судья установит, что в применяемом федеральном законе арбитражный суд не назван в качестве суда, компетентного рассматривать такое заявление, данное заявление может быть возвращено применительно к основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 129 АПК. Если это обстоятельство будет установлено в судебном заседании, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК. Для оспаривания же ИА в арбитражном суде обязательной ссылки в законе на такую возможность не требуется. Главное, чтобы оспариваемый ИА нарушал права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    2) для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ИА установлен 3-х месячный срок со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Для оспаривания же НПА такой срок не  устанволен

    3) есть специфика и в содержании заявлений об оспаривании НПА (см. ст. 193 АПК РФ)  и  ИА (см. ст. 199 АПК РФ) 

    4) Согласно части 4 статьи 195 Кодекса решение арбитражного суда по делу об оспаривании НПА вступает в законную силу немедленно после его принятия. НПА или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда (часть 5 статьи 195 АПК).

    5) по делам об оспаривании НПА не может быть применена такая обеспечительная мера, как приостановление действия оспариваемого акта, а по оспариванию ИА  - может. 

    6) НПА признается в решении суда недействующим, а ИА признается недействительным

    7) Решение суда по делу об оспаривании НПА  вступает в силу немедленно и обжалуется в кассационном порядке, а решение суда по делу об оспарвиании ИА обжалуется в общем порядке, однако решения  суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

     


    Средняя оценка: 4.6 (15 голосов)
    Оцените ответ: 
Задать вопрос

На вопросы ответил

Петров Александр АлександровичПетров Александр Александрович
доцент кафедры теории государства и права Юридического института СФУ

Все эксперты

Популярное

Эксперты

Все эксперты