Добрый день!
В настоящее время государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда и соответствием жилых помещений установленным требованиям осуществляется органами Государственной жилищной инспекции. Именно этот орган рассматривает жалобы граждан на действия и бездействия управляющих организаций.
Управляющая компания на основании заключенного договора управления многоквартирным домом предоставляет гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, услуги по надлежащему содержанию жилья и по текущему ремонту жилья, а следовательно, является ответственной за содержание и ремонт жилого дома, за соответствие его технического состояния требованиям действующего законодательства (п. 2 ст. 162 ЖК РФ).
До обращения в Государственную жилищную инспекцию с жалобой на бездействия управляющей компании, Вам необходимо направить в управляющую компанию письмо с требованием произвести наружную отделку. На копии обращения следует поставить визу управляющей компании в получении Вашего письма.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, которые утверждены Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила технической эксплуатации) определяются требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
В соответствии с п. 4.2.1.1 Правил технической эксплуатации организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить следующее:
- заданный температурно-влажностный режим внутри здания;
- исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность);
- устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития;
- теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
В приложении № 2 к Правилам технической эксплуатации установлены предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования.
Так, отслоение штукатурки потолка или верхней части стены, угрожающее ее обрушению должно быть устранено в течение пяти суток (с немедленным принятием мер безопасности). Нарушение связи наружной облицовки, а также лепных изделий, установленных на фасадах со стенами требует немедленного принятия мер безопасности.
Если управляющая организация не реагирует на Ваше обращение в течение установленных сроков, Вы вправе обратиться в Государственную жилищную инспекцию с жалобой на бездействия управляющей компании. К жалобе необходимо приложить копию Вашего обращения в управляющую организацию.
Данное бездействие является основанием для привлечения управляющей компании к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа. Данной статьей предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб.; на юридических лиц - от 40000 до 50000 руб.
Государственная жилищная инспекция должна в течение 30 дней рассмотреть Ваше обращение. По результатам проверки она может привлечь управляющую организацию к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ. Кроме того, Государственная жилищная инспекция выдаст управляющей компании предписание на устранение выявленных нарушений.
Законодательство РФ не запрещает Вам параллельно с обращением в специальный орган (Государственную жилищную инспекцию) обратиться в универсальный надзорный орган - прокуратуру с жалобой на нарушение управляющей компанией Ваших жилищных прав.
Заявление в прокуратуру может быть составлено в произвольной форме с описанием сути допущенного управляющей компанией нарушения. Жалоба пишется на имя прокурора того района, где находится управляющая компания, обслуживающая Ваш жилой дом.
Ваше обращение должно быть рассмотрено в срок не позднее 30 дней со дня поступления в прокуратуру, а если оно не требует дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней (п. 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы прокуратура направит Вам письменный, мотивированный ответ.
Кроме того, в пункте 8.2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственники квартир в доме на основании решения общего собрания вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирнвм домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.