427Документов
доступно

Ответ на вопрос

  • Государственное управление

    Подскажите, пожалуйста, - 5 августа 2011 г был приобретен билет на авиарейс: 1 Уфа-Минеральные воды 29.08.11 08:10 2 Минеральные воды-Уфа 08.09.11 10:05 (общая стоимость - 11960 руб) Перевозка Уфа-Минеральные воды была выполнена. Сегодня, 7 сентября, в 14:12 мне позвонили из авиакомпании и сообщили об отмене рейса 2. Таким образом, прямых рейсов Минеральные воды - Уфа не осталось (нет их и у других авиакомпаний). Единственный вариант, который предлагает авиакомпания - возврат билета за первоначальную стоимость (причем лишь той части, которая не была выполнена). У авиакомпании есть рейсы Минеральные воды - Москва, Москва - Уфа, но поменять билет на такой рейс они отказываются. На 8 августа билетов уже нет. На 9 августа - билет стоит 16'100 руб. Более того, т.к. человек находится не в самих Минеральных водах, то нужно еще потратить время и деньги на дорогу до Минеральных вод. Таким образом, мы: 1) должны заплатить дополнительно более 10 тыс за билеты; 2) должны сделать пересадку в Москве и потратить доп. время на перелеты и ожидание рейса; 3) не можем улететь 8 августа; 4) должны потратить время и деньги на то, чтобы обменять билет. Какие законы регулируют данные ситуации?

    Andrey 7 сентября 2011, 20:47

  • Ответ эксперта

    21 сентября 2011

    В данной ситуации следует обратиться к таким нормативным актам,  как Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (утверждены Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82), «Правила формирования применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации»  (утверждены Приказом Минтранса России от 25 сентября 2008 г. N 155),  Закон «О защите прав потребителей», Воздушный Кодекс РФ и Гражданский Кодекс РФ.

    Кроме того, необходимо изучить внутренние правила воздушных перевозок Вашей авиакомпании, они обычно указываются на официальном сайте перевозчика. В них авиакомпании нередко берут на себя дополнительные обязательства, помимо существующих в законодательстве. К сожалению, Вы не указали название авиакомпании, поэтому последующая информация основана только на анализе существующего в РФ законодательства.

    1. Относительно отмены рейса.

    В пункте 76 «Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» говорится, что «перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете <…>, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией».

    Пункт 74 вышеуказанных Правил обязывает перевозчика принять возможные меры по информированию пассажиров, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажира об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом.

    Статья 36 Закона «О защите прав потребителей» обязывает исполнителя своевременно информировать потребителя о невозможности предоставления услуги.

    Можно разумно предположить, что информирование менее чем за сутки не является своевременным.

     

    2. Относительно возмещения стоимости перевозки и возмещения убытков.

    Пункт 227 «Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» содержит такое понятие,  как «вынужденный отказ пассажира от перевозки», то есть вынужденное прекращение договора. Отмена рейса является основанием для вынужденного прекращения договора.

    Пункт 117 «Правил формирования применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации»  гласит, что «в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от части перевозки, пассажиру возвращается сумма за невыполненную часть перевозки». Стоимость невыполненной части перевозки определяется в соответствии с вышеуказанными Правилами.

    Следовательно, авиакомпания обязана вернуть Вам стоимость невыполненной перевозки.

    Часть 5 статьи 453 ГК предусматривает право стороны договора требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора, если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора другой стороной.

    Под  убытками понимаются не только расходы, которые  Вы вынуждены были произвести в связи с отменой рейса (реальный ущерб), но и упущенная выгода (неполученные доходы, которые Вы могли бы получить, если бы Ваше право не было нарушено). (ст.15 ГК)

    Дополнительные затраты на другие билеты, стоимость проезда до Минеральных Вод, а также прочие расходы, возникшие у Вас в связи с невыполнением компанией своих обязательств, являются реальным ущербом и должны быть ею возвращены.

    Время, потраченное на ожидание следующего рейса, имеет значение при определении упущенной выгоды. Если подобная задержка послужила причиной неполучения доходов, которые могли быть получены при обычных условиях гражданского оборота, Вы имеете право предъявить требования об их возмещении.

    Также потраченное время и прочие неудобства могут служить основанием для компенсации морального вреда.

    Согласно статье 15 Закона «О защите прав потребителей», если будет доказано, что отмена рейса произошла по вине авиакомпании, то причиненный Вам моральный вред должен быть возмещен независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

     

    3. Относительно срока предъявления претензии к перевозчику.

    Срок предъявления претензии к перевозчику при внутренних воздушных перевозках устанавливается статьей 126 Воздушного Кодекса РФ и составляет шесть месяцев «со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии».


    Средняя оценка: 5 (3 голосов)
    Оцените ответ: 
Задать вопрос

На вопросы ответил

Лавров Максим ВладимировичЛавров Максим Владимирович
Адвокат, "Юков, Хренов и партнеры"

Все эксперты

Популярное

Эксперты

Все эксперты