427Документов
доступно

Ответ на вопрос

  • Перевозки

    Здравствуйте! 5 сентября 2009 года был отменен рейс Мюнхен-Калининград на 16.55 выполняемый КД авиа, у нас с мужем были педварительно куплены на него билеты. 4 сентября в 15.30 мы звонили в Мюнхенский аэропорт уточнить вылет на завтра, нам ответили, что все летает информации об отмене рейса у них нет. Но когда 5 сентября в 14.30 мы прибыли в аэропорт, было объявление, что рейс анулирован. К 16 часам только объявили, что нас отправять другой авиакомпанией через Москву и ближайший вылет из Мюнхена в 23.20. А у нас были предварительно купленные билеты из Калининграда в Краснодар, и наш самолет вылетал из Калининграда в 23.10. Представитель КД авиа в Мюнхене Александр Конрад заявил, что это не его проблемы, так как рейс из Калининграда осуществляли Кубанские авиалиии, он нас отправит в Калининград: в 23.20 вылет из Мюнхена в Шереметьево 2, а оттуда в 7.35 вылет в Калининград. Но из Калининграда ближайший рейс на Краснодар 9 сентября. В Шереметьево 1 я обращалась снова к представителю КД авиа помочь разрешить мою ситуацию, так как опоздали мы на рейс до Краснодара по вине их компании, но мне сказали, что мы сами должны купить новые билеты до Краснодара. А по возвращению домой, если хотим, можем подать иск против КД авиа на возмещение материального и морального ущерба. Я хочу узнать куда и как подается иск в таких случаях, и имеется ли у меня на это правовая база, смогу ли я выиграть этот иск.

     14 сентября 2009, 07:10

  • Ответ эксперта

    17 сентября 2009

    Ответ на данный вопрос подготовлен совместно с ассистентом кафедры международного права Юридического института Сибирского федерального университета Пономаревой Валентиной Александровной

    По информации, представленной на сайте http://omsk.rfn.ru/rnews.html?id=11274539&cid=7 авиакомпания КД-авиа прекратила осуществление перевозок 2 сентября. Представляется, что когда Вы обращались за информацией о времени вылета, Вас информировали не верно, тем самым были нарушены положения Воздушного кодекса РФ. В частности, п.1 ст. 106 гласит, что перевозчик обязан организовывать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.

    Также, нарушены условия п. 74. Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (утв. приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. N 82) (с изменениями от 8 октября 2008 г.), в соответствии с которым, в случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, грузоотправителей, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом.

    В соответствии с  п. 75 указанных ФАП изменение маршрута перевозки, указанного в перевозочных документах, может быть произведено по согласованию между перевозчиком и пассажиром, чего представитель авиакомпании не сделал.

    Поскольку Вы являетесь потребителем услуг, то правоотношения с авиакомпанией могут регулироваться ФЗ РФ «О защите прав потребителей», в частности по вопросам подсудности. Статья 17 данного закона устанавливает, что иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

    - нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;

    - жительства или пребывания истца;

    - заключения или исполнения договора.

    Таким образом, закон предоставляет Вам право выбора. Очевидно, что Вам удобнее будет обратиться в суд по месту Вашего жительства (пребывания).

    Ответственность перевозчика устанавливается как международными договорами, так и внутренним законодательством. Статья 19 Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г. устанавливает ответственность за вред, происшедший вследствие опоздания при воздушной перевозке пассажиров. В соответствии со ст. 120 Воздушного кодекса РФ за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

    В соответствии со ст. 124 ВК РФ по требованию пассажира перевозчик обязан был составить коммерческий акт, удостоверяющий обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика. На основании информации, изложенной в вопросе, Вам в этом отказали, чем собственно нарушили нормы законодательства.

    Поскольку Вам пришлось покупать авиабилеты до Краснодара повторно, Вы понесли убытки. В соответствии с п.1 ст. 28 ФЗ РФ «О защите прав потребителей» Вы имеете право на возмещение убытков, т.к. перевозчик не выполнил условия договора в указанный срок. Кроме того, ст. 393 ГК РФ предусматривает обязанность должника возместить убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. На основании ст. 15 ГК РФ Вы можете требовать полного возмещения причиненных убытков. В п. 2 данной статьи под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело для восстановления нарушенного права.

    Также можно потребовать компенсации морального вреда. В целом это возможно в случае, если лицу причинены физические или нравственные страдания. Возмещение морального вреда предусмотрено ст. 15 ФЗ РФ «О защите прав потребителей», в соответствии с которой моральный вред подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Кроме того, ст. 151 ГК РФ устанавливает, что при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

    Однако, следует учитывать то обстоятельство, что ОАО «КД авиа» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании себя несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Калининградской области от 04.09.2009г. по делу № А21-9310/2009 заявление принято к производству, рассмотрение обоснованности заявления должника и вопрос введения наблюдения назначен на 25 сентября 2009г.

    Пункт 1 статьи 63 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливает, что с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия, в том числе:

    - требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного указанным  Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;

    - по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном указанным Федеральным законом.

    Учитывая изложенное, Вам можно предложить обратившемуся лицу следующие варианты обращения в суд:

    1. Направление до даты введения наблюдения искового заявления в порядке гражданского судопроизводства в суд общей юрисдикции. В таком случае, если заявление будет принято к производству суда до даты введения наблюдения, дело будет рассматриваться судом общей юрисдикции до вынесения решения по существу.

    При этом Вы не теряете возможности обратиться с ходатайством о приостановлении производства по делу в суде общей юрисдикции и предъявления своих требований к должнику в порядке, предусмотренном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». При отсутствии ходатайства кредитора о приостановлении производства по делу о взыскании долга по иску, принятому судом к производству до введения в отношении должника процедуры наблюдения, рассмотрение дела, возбужденного в порядке искового производства, должно быть завершено вынесением соответствующего судебного акта.

        2. Предъявление своих требований к ОАО «КД Авиа» в порядке, предусмотренном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», учитывая, что исходя из представленной информации, указанные требования не являются текущими платежами в силу ст. 5 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а подлежат включению в реестр требований кредиторов.

    Согласно п. 1 ст. 71 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.

    Следует учитывать, что в случае предъявления искового заявления в суд общей юрисдикции и рассмотрения дела в порядке гражданского судопроизводства, обратившееся лицо должно предъявить свои требования в срок, установленный п. 1 ст. 71 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», если ему необходимо, чтобы требования были включены в реестр требований кредиторов в процедуре наблюдения. В противном случае, требования о включении в реестр будет рассмотрено после введения следующей процедуры банкротства.

    Таким образом, представляется более рациональным путь обращения непосредственно в рамках дела о банкротстве, в случае, если процедура наблюдения будет введена в пределах короткого промежутка времени. При этом следует учесть, что при отложении судебных заседаний по введению процедуры наблюдения в отношении ОАО «КД Авиа», когда существует возможность вынесения и вступления в законную силу  судебного акта судом общей юрисдикции до даты введения наблюдения, или в случае возможности отказа во введении наблюдения, наилучшим будет вариант обращения в суд общей юрисдикции, поскольку остается (возможно, крайне малая) вероятность взыскания задолженности в общем порядке.

    Согласно п. 1 ст. 75 «ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в случае, если иное не установлено указанной статьей, арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

    Поскольку из представленных данных предположить наиболее вероятную процедуру банкротства, которая может быть введена по окончанию наблюдения в отношении ОАО «КД Авиа» невозможно, отметим только порядок предъявления требований и удовлетворения их для каждой процедуры, за исключением процедуры финансового оздоровления, вероятность ввода которой исходя из сложившейся практики банкротства авиапредприятий крайне мала.

    Следует учитывать, что  процедуре внешнего управления кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления, а в процедуре конкурсного производства реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

    Так, согласно ст. 121, расчеты с кредиторами производятся внешним управляющим в соответствии с реестром требований кредиторов, начиная со дня вынесения арбитражным судом определения о переходе к расчетам с кредиторами или определения о начале расчетов с кредиторами определенной очереди. Расчеты с кредиторами производятся в порядке, предусмотренном статьями 134 - 138 указанного Федерального закона. Аналогично производятся расчеты с кредиторами в процедуре конкурсного производства.

    Согласно ст. 134 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

    в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;

    во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

    в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

    Исходя из характера Ваших требований, они подлежат включению в реестр требований кредиторов как требование кредитора третьей очереди (кроме требования о взыскании морального вреда, которое является требованием первой очереди), т.е. его требования будут удовлетворены после удовлетворения требований текущих платежей, требований кредиторов первой и второй очереди.

    Прогнозировать возможность фактического взыскания денежных средств в случае введения в отношении ОАО «КД Авиа» какой-либо процедуры банкротства, не имея данных о количестве имущества должника, размере требований кредиторов к нему, иных сведений о должнике затруднительно.

     

     


    Средняя оценка: 5 (4 голосов)
    Оцените ответ: 
Задать вопрос

На вопросы ответил

Павельева Эвелина АнатольевнаПавельева Эвелина Анатольевна
Кандидат юридических наук; доцент кафедры международного права Юридического института СФУ

Все эксперты

Популярное

Эксперты

Все эксперты