68661433Документов
доступно

Ответ на вопрос

  • Право социального обеспечения

    Живу и работаю в г. Межгорье с 1983 г., с 2011 г. получаю пенсию за стаж работы в районах приравненных к районам Крайнего Севера, пенсия начислена без коэффициента 1,7. Пенсионный фонд мотивирует это тем, что г. Межгорье отсутвует в официальном перечне районов Крайнего Севера и приравненных к ним районов, но до 2005г. все, кто успел уйти на пенсию, пенсию получают с коэф. 1,7. 18.01.2012 г. В Российской газете опубликовано Постановление Правительства № 1237 от 30.12.2011г. (касается прибавок коэффициентов и прибавок к денежному довольствию военнослужащих...), в котором в приложении г. Межгорье указан как район, в котором применяется коэффициент 1,7. Постановление в силу вступило 01.01.2012. Отделение Пенсионного фонда напечатало в местной газете информацию, о том, что к гражданским лицам это Постановление отношения не имеет. Получается, находясь в равных условиях (имею в виду район, приравненный к районам Крайнего севера ) льготы имеют только военнослужащие, а гражданские лица нет, а как же конституционный принцип равноправия?

    Губанов С.Г. 15 февраля 2012, 10:48

  • Ответ эксперта

    12 марта 2012

    В соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" назначение пенсии с учетом коэффициента 1,7 производится для лиц, проживавших по состоянию на 01.01.2002г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате в размере от 1,5 до 1,8.

     

       В свою очередь, перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" не относит г. Межгорье к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

     

                Кроме того, вопрос о возможности начисления пенсии лицам, которые были заняты на строительстве ЗАТО "Межгорье", с коэффициентом 1,7 уже был предметом рассмотрения в судах Российской Федерации.

                Так, в Определении №49-В06-1 от 03.03.2006г. Верховный Суд Российской Федерации указал, что заслуживают внимания доводы управления пенсионного фонда о том, что правовые основания для перерасчета пенсии по случаю потери кормильца (лицо, работавшее в районах строительства объекта, расположенного в г.Белорецке-15 (ЗАТО "Межгорье") и к заработной плате которого в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08.07.1974г. №561 "О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали" установлен районный коэффициент 1.7) с учетом коэффициента 1.7 отсутствуют, в том числе в связи с тем, что г.Межгорье не является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера.

       Президиум Воронежского Областного Суда, рассматривая дело о назначении пенсии лицу, более 20 лет проработавшему на строительстве и обслуживании объекта ЗАТО г.Межгорье Республики Башкортостан, с учетом коэффициента 1,7 так же отметил, что если лица до 01.01.2002г. работали на строительстве объектов, имеющих важное народнохозяйственное значение, и органами государственной власти СССР на период строительства был установлен районный коэффициент к заработной плате и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то, поскольку установление такого коэффициента носило временный характер (устанавливался лишь на определенный период с учетом важного народнохозяйственного значения объекта и сложности производственных условий его строительства и применялся для увеличения заработной платы в целях обеспечения строительства объекта), он не может быть отнесен к тем районным коэффициентам, которые устанавливаются в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти) к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам, т.е. учитывают особенности природно-климатических условий и более высокую стоимость жизни в данных районах. Исходя из изложенного, лицам, принимавшим участие в строительстве названных объектов, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации должно учитываться по общему правилу  (Постановление Президиума Воронежского Областного Суда от 12.04.2006г. по делу №44г-145).

     

                Учитывая положения действующего законодательства, а также  имеющуюся судебную практику, можно предположить, что сам по себе факт осуществления трудовой деятельности в г. Межгорье не является основанием для назначения лицу пенсии с учетом коэффициента 1,7. В то же время, произвести полную оценку Ваших пенсионных прав или правомерность действий местного отделения пенсионного фонда, представленная Вами информация не позволяет.

     

    Постановлением Правительства Российской Федерации №1237 от 30.12.2011г. "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях" г. Межгорье отнесен к районам, за военную службу в которых, применяется коэффициент 1,7.

                Однако, как Вы верно отметили, действие указанного Постановления распространяется только на отдельные категории граждан.

     

    Применительно к соблюдению законодателем "конституционного принципа равноправия" отмечаем следующее.

    Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении №187-О от 11.05.2006г., законодатель, осуществляя регулирование условий и порядка предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, а также определяя организационно-правовой механизм его реализации, связан в том числе необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства и требований к ограничениям прав и свобод граждан.

    Различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего и запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории.

    Кроме того, заслуживает внимания позиция Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой установление льготного порядка реализации права на социальное обеспечение для отдельных категорий граждан само по себе не затрагивает прав тех лиц, которые не отнесены законодателем к числу пользующихся такой льготой (Определение Конституционного Суда Российской Федерации №187-О от 11.05.2006г., Определение Конституционного Суда Российской Федерации №774-О-О от 15.11.2007г., Определение Конституционного Суда Российской Федерации №678-О-О от 03.07.2008г.).

     


    Средняя оценка: 3.38 (21 голос)
    Оцените ответ: 
Задать вопрос

На вопросы ответил

Популярное

Эксперты

Все эксперты