В соответствии со статьёй 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Согласно статье 4 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" жалоба - это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц; должностное лицо - это лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.
В то же время Конституция РФ каждому гарантирует право на судебную защиту прав и законных интересов, имеющее абсолютный характер. Содержание этого права включает, в том числе, и право на обращение с жалобой в суд, которое в Законе РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" раскрывается следующим образом: «каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы».
К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Аналогичные правила закреплены и в Гражданском процессуальном кодексе РФ (ст. 254, 255 и др.).
Из вышесказанного следует, что ограничение права на судебную защиту путём установления обязательного первичного административного порядка рассмотрения жалоб не соответствует Конституции РФ и не служит препятствием для обращения гражданина в суд.