427Документов
доступно

Ответ на вопрос

  • Перевозки

    Уважаемые Господа, При перелете по маршруту Палермо-Москва (компания Алиталия) у меня был утрачен багаж (одно место, чемодан), который был доставлен в Москву на следующий день, когда я уже была в следующем пункте назначения - Новосибирске. В день утраты на стойке "Утраченный багаж" в Шереметьево-2 я оформила все необходимые документы, в том числе прошла через весьма странную процедуру детальной описи того имущества, которое было у меня на руках, и фотографирования всех этих предметов. При оформлении документов на утраченный багаж сотрудники таможни сообщили мне, что чемодан будет в любом случае заблокирован, так как блокируются все чемоданы из Италии. Чем это было обосновано, ответить они не смогли. Когда чемодан был доставлен в Москву, мне сообщили, что он не может быть перенаправлен в Новосибирск, так как содержит "потенциально опасные" предметы, и для того, чтобы получить чемодан я должна приехать лично в аэропорт. В чемодане находились преимущественно одежда и обувь моей годовалой дочки, немного моих личных вещей, детское питание, небольшие подарки и обычная мелочь типа зарядки для телефона и проч. Чемодан прошел все проверки в Италии и ничего подозрительного в нем не было обнаружено. Я хотела бы узнать, что я могу сделать в данном случае, чтобы мой чемодан был-таки доставлен в Новосибирск (Алиталия предоставляет такую услугу)? Насколько правомочно заявление о том, что чемодан может быть выдан только лично? Кто несет ответственность за нанесенный мне ущерб (я и мой ребенок остались без основных предметов первой необходимости, в том числе молока и теплой одежды) - Алиталия, потерявшая чемодан, или российская таможня, заблокировавшая его в Москве? И на каком основании российская таможня досмотрела, задокументировала и сфотографировала всю мою ручную кладь, включая мелкие предметы гигиены и канцелярские принадлежности, и как это связано с утраченным багажом? С уважением, Юлия Нетесова

    Юлия Сергеевна Нетесова 27 апреля 2009, 20:40

  • Ответ эксперта

    23 июня 2009

    Уважаемая Юлия! Ситуация у Вас странная, хотя может и не такая уж редкая при международных транзитных перелетах. Попробуем разобраться по порядку.

    Во-первых, обязанность доставить багаж в пункт назначения лежит на авиаперевозчике. Следовательно, компания Алиталия несет ответственность за утрату Вашего багажа, его повреждение, нарушение сроков перевозки и любой вред, который в связи с этим причинен. Факт не доставки багажа в Москву оспаривать нельзя, поэтому в обязанности авиакомпании входит доставить Ваш багаж в конечный пункт назначения. Ответственность перевозчик несет в соответствии со ст. 19 Варшавской конвенции об унификации некоторых правил, касающихся воздушной перевозки 1929 года, ст. 120 Воздушного кодекса РФ. Еще раз повторю, это не освобождает перевозчика от обязанности доставить багаж по месту назначения.

    Второй момент - блокирование чемодана. Если это осуществила таможня, то видимо речь идет о том, что Ваш багаж подвергся выборочному таможенному контролю. Таможенный кодекс разрешает физическим лицам провозить без уплаты пошлин товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, если их стоимость не превышает 65 тыс. рублей (ст. 282 Таможенного кодекса). Не секрет, что многие россияне летают в Италию не только на отдых, но и за покупками. Если стоимость приобретенных товаров превышает указанную сумму, их нужно задекларировать и уплатить пошлины. Выборочная проверка допускается ст. 358 Таможенного кодекса.

    Третий момент - обнаружение в Вашем багаже потенциально опасных предметов. На территории РФ действуют Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденные Приказом Минтранса в 2007 году. В соответствии с этими Правилами предполетному досмотру подвергается весь багаж, даже транзитный с внутренних или международных рейсов, не зависимо от того, проходил ли он досмотр в аэропорту вылета. Поэтому аргумент о том, что чемодан уже досмотрели и ничего не нашли подозрительного, увы, здесь не работает. Пункт 15 Правил предусматривает, что досмотр багажа может осуществляться при отсутствии пассажира. Пункт 16 Правил позволяет осуществлять вскрытие багажа, досматриваемого при отсутствии пассажира, в присутствии комиссии и двух свидетелей. Я думаю, Вам имеет смысл настоять, чтобы подозрительные предметы были изъяты именно таким образом, а багаж отправлен Вам. Получив Акт об изъятии, Вы сможете забрать затем эти предметы либо на складе временного хранения, либо в органе внутренних дел. Поскольку Вам не объяснили, что за потенциально опасные предметы обнаружены в Вашем багаже, может случиться, что при вскрытии багажа и их осмотре выяснится, что они опасности не представляют.

    Четвертый момент - фотографирование предметов находившихся при Вас. Я не уверена, что осуществляли это именно сотрудники таможни, но утверждать обратное все же не буду. На мой взгляд, это связано с тем, чтобы исключить ситуацию, когда Вы, получив багаж, заявите о его повреждении (а он, возможно, таким и окажется), утрате ряда вещей. Если багаж поврежден, Вы должны на месте получения осмотреть его, составить претензию, перечислив, что утрачено или повреждено. Акт же, который составляли в Вашем присутствии, позволит перевозчику исключить претензии в отношении дорогостоящих вещей, которые на самом деле в багаже не находились. Однако это лишь мои предположения, может у этой процедуры был совершенно другой смысл. В общем-то, Вы должны были получить свой экземпляр документа, который при этой процедуре был составлен. Почитайте внимательно, что там написано, может это прояснит ситуацию.

    Если я со своей консультацией еще не опоздала, то я полагаю, Вам нужно решить вопрос с досмотром багажа в Вашем отсутствии и изъятием этих подозрительных предметов, чтобы Ваш багаж доставили Вам. Затем при его получении осмотреть, в случае необходимости составить претензию, отправить или вручить ее перевозчику. Что касается того, что в результате опоздания Вашего багажа Вы и Ваша дочка остались без предметов первой необходимости, то, на мой взгляд, причинение этого вреда вызвано действиям Алиталия. Поэтому предлагаю вернуться к ответственности перевозчика. Статья 19 упомянутой Варшавской конвенции устанавливает, что перевозчик несет ответственность за вред, происшедший вследствие опоздания при воздушной перевозке пассажиров, багажа или товаров. Однако ст. 20 этой конвенции освобождает перевозчика от ответственности, если он докажет, что им и поставленными им лицами были приняты все необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что им было невозможно их принять. Поскольку в данном случае Алиталия не смогла в кратчайшие сроки (ведь на следующий день он был уже в Москве) доставить Вам опоздавший багаж из-за действий государственных органов, то, представляется, что перевозчик сможет добиться освобождения от ответственности. По крайней мере, это может значительно сократить размер его ответственности. В действиях государственных органов я не вижу нарушения законодательства, поэтому рассчитывать на возмещение вреда с их стороны тоже не стоит. Имеет ли смысл в этой ситуации обращаться в суд, чтобы получить хотя бы какое-то минимальное возмещение, решать Вам.


    Средняя оценка: 0 (0 голосов)
    Оцените ответ: 
Задать вопрос

На вопросы ответил

Сидорова Татьяна ЮрьевнаСидорова Татьяна Юрьевна
Кандидат юридических наук; доцент кафедры международного права Юридического института СФУ

Все эксперты

Популярное

Эксперты

Все эксперты