Уважаемая Юлия! Ситуация у Вас странная, хотя может и не такая уж редкая при международных транзитных перелетах. Попробуем разобраться по порядку.
Во-первых, обязанность доставить багаж в пункт назначения лежит на авиаперевозчике. Следовательно, компания Алиталия несет ответственность за утрату Вашего багажа, его повреждение, нарушение сроков перевозки и любой вред, который в связи с этим причинен. Факт не доставки багажа в Москву оспаривать нельзя, поэтому в обязанности авиакомпании входит доставить Ваш багаж в конечный пункт назначения. Ответственность перевозчик несет в соответствии со ст. 19 Варшавской конвенции об унификации некоторых правил, касающихся воздушной перевозки 1929 года, ст. 120 Воздушного кодекса РФ. Еще раз повторю, это не освобождает перевозчика от обязанности доставить багаж по месту назначения.
Второй момент - блокирование чемодана. Если это осуществила таможня, то видимо речь идет о том, что Ваш багаж подвергся выборочному таможенному контролю. Таможенный кодекс разрешает физическим лицам провозить без уплаты пошлин товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, если их стоимость не превышает 65 тыс. рублей (ст. 282 Таможенного кодекса). Не секрет, что многие россияне летают в Италию не только на отдых, но и за покупками. Если стоимость приобретенных товаров превышает указанную сумму, их нужно задекларировать и уплатить пошлины. Выборочная проверка допускается ст. 358 Таможенного кодекса.
Третий момент - обнаружение в Вашем багаже потенциально опасных предметов. На территории РФ действуют Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденные Приказом Минтранса в 2007 году. В соответствии с этими Правилами предполетному досмотру подвергается весь багаж, даже транзитный с внутренних или международных рейсов, не зависимо от того, проходил ли он досмотр в аэропорту вылета. Поэтому аргумент о том, что чемодан уже досмотрели и ничего не нашли подозрительного, увы, здесь не работает. Пункт 15 Правил предусматривает, что досмотр багажа может осуществляться при отсутствии пассажира. Пункт 16 Правил позволяет осуществлять вскрытие багажа, досматриваемого при отсутствии пассажира, в присутствии комиссии и двух свидетелей. Я думаю, Вам имеет смысл настоять, чтобы подозрительные предметы были изъяты именно таким образом, а багаж отправлен Вам. Получив Акт об изъятии, Вы сможете забрать затем эти предметы либо на складе временного хранения, либо в органе внутренних дел. Поскольку Вам не объяснили, что за потенциально опасные предметы обнаружены в Вашем багаже, может случиться, что при вскрытии багажа и их осмотре выяснится, что они опасности не представляют.
Четвертый момент - фотографирование предметов находившихся при Вас. Я не уверена, что осуществляли это именно сотрудники таможни, но утверждать обратное все же не буду. На мой взгляд, это связано с тем, чтобы исключить ситуацию, когда Вы, получив багаж, заявите о его повреждении (а он, возможно, таким и окажется), утрате ряда вещей. Если багаж поврежден, Вы должны на месте получения осмотреть его, составить претензию, перечислив, что утрачено или повреждено. Акт же, который составляли в Вашем присутствии, позволит перевозчику исключить претензии в отношении дорогостоящих вещей, которые на самом деле в багаже не находились. Однако это лишь мои предположения, может у этой процедуры был совершенно другой смысл. В общем-то, Вы должны были получить свой экземпляр документа, который при этой процедуре был составлен. Почитайте внимательно, что там написано, может это прояснит ситуацию.
Если я со своей консультацией еще не опоздала, то я полагаю, Вам нужно решить вопрос с досмотром багажа в Вашем отсутствии и изъятием этих подозрительных предметов, чтобы Ваш багаж доставили Вам. Затем при его получении осмотреть, в случае необходимости составить претензию, отправить или вручить ее перевозчику. Что касается того, что в результате опоздания Вашего багажа Вы и Ваша дочка остались без предметов первой необходимости, то, на мой взгляд, причинение этого вреда вызвано действиям Алиталия. Поэтому предлагаю вернуться к ответственности перевозчика. Статья 19 упомянутой Варшавской конвенции устанавливает, что перевозчик несет ответственность за вред, происшедший вследствие опоздания при воздушной перевозке пассажиров, багажа или товаров. Однако ст. 20 этой конвенции освобождает перевозчика от ответственности, если он докажет, что им и поставленными им лицами были приняты все необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что им было невозможно их принять. Поскольку в данном случае Алиталия не смогла в кратчайшие сроки (ведь на следующий день он был уже в Москве) доставить Вам опоздавший багаж из-за действий государственных органов, то, представляется, что перевозчик сможет добиться освобождения от ответственности. По крайней мере, это может значительно сократить размер его ответственности. В действиях государственных органов я не вижу нарушения законодательства, поэтому рассчитывать на возмещение вреда с их стороны тоже не стоит. Имеет ли смысл в этой ситуации обращаться в суд, чтобы получить хотя бы какое-то минимальное возмещение, решать Вам.