Нужно написать жалобы в Роспотребнадзор и в Прокуратуру, сообщив о нарушении прав потребителя, а именно ч.2 ст. 20 Закона РФ"О защите прав потребителей". Жалобы по закону могут рассматриваться 30-35 дней, и иногда этот срок могут продлевать до 2 месяцев. Эти госорганы могут оштрафовать продавца, если выявят нарушение.
Чтобы взыскать компенсацию за непредоставление аналогичного телефона, нужно обращаться в суд с иском о защите прав потребителей.
Это распространенная практика, когда при ремонте телефона его временно заменяют очень устаревшей моделью. По закону на замену должны предоставить товар с основными потребительскими свойствами ремонтируемого товара. При этом что такое основные потребительские свойства мобильного телефона (да и вообще любого товара) в законодательстве не прописано. В связи с этим продавцы на практике исходят из того принципа, что основные свойства товара - это характеристики, которые есть у всех товаров данной группы. Т.е. исходят из того, что основными потребительскими свойствами мобильного телефона являются возможность звонить и принимать звонки, сохранять контакты, отправлять и принимать sms. Все остальные функции мобильного телефона являются дополнительными.
Но из-за несовершенства законодательства на этот счет нет однозначного мнения среди контролирующих органов и судов. Такие споры иногда доходят до суда. Суд иногда принимает сторону покупателя и заставляет продавца выплатить компенсацию за непредоставление аналогичного товара. Но это редкие случаи, и чаще суд занимает сторону продавца.