Здравствуйте!
Право должностных лиц Роспотребнадзора выдавать предписание о приостановлении действия декларации о соответствии предусмотрено абзацем 6 части 1 статьи 34 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ). При этом статья 34 Федерального закона № 184-ФЗ включена в главу 6 данного федерального закона: «Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов» (статьи 32 – 35).
Положения, указывающие на порядок осуществления мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдение требований технических регламентов, закреплены в статье 32 Федерального закона № 184-ФЗ, согласно которой:
«Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1).
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2)».
Вместе с тем, специальный порядок осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов законодательством о техническом регулировании не установлен.
Соответственно, к рассматриваемой ситуации применим общий порядок осуществления государственного контроля (надзора) в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, установленный Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).
Общий порядок выдачи предписаний по результатам проведения проверочных мероприятий так же установлен Федеральным законом № 294-ФЗ.
Данные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2015 по делу № 309-КГ16-1431, а также подтверждаются и материалами арбитражной практики (например: постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2016 по делу № А60-33726/2015).
Аналогичная позиция отражена и в письме Роспотребнадзора от 03.12.2008 № 01/14303-8-32 «О применении технических регламентов», которым должностным лицам Роспотребнадзора разъяснен порядок организации мероприятий по контролю за соблюдением требований технических регламентов. Так, из содержания пункта 1 указанного письма следует:
«Мероприятия по контролю в целях осуществления государственного контроля (надзора) соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований технических регламентов проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) <…>
Основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю соблюдения требований технических регламентов является факт получения Роспотребнадзором или его территориальным органом информации о несоответствии продукции, выпущенной в обращение, требованиям технических регламентов.
Источниками поступления информации могут являться:
- изготовитель продукции;
- продавец продукции;
- лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя продукции;
- иные лица (граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели, государственные или муниципальные органы власти);
- результаты мероприятия по контролю».
Таким образом, выдаче оспариваемого предписания должна была предшествовать проверка, проведённая по правилам Федерального закона № 294-ФЗ.