Согласно ст. 76 УК РФ необходимым основанием освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим является заглаживание причиненного последнему вреда.
Как следует из п. 2.1, 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности», под заглаживанием вреда для целей статьи 76 УК РФ следует понимать возмещение ущерба, а также иные меры, направленные на восстановление нарушенных в результате преступления прав и законных интересов потерпевшего: имущественная, в том числе денежная, компенсация морального вреда, оказание какой-либо помощи потерпевшему, принесение ему извинений, а также принятие иных мер, направленных на восстановление нарушенных в результате преступления прав потерпевшего, законных интересов личности, общества и государства. Способы заглаживания вреда, а также размер его возмещения определяются потерпевшим.
Поскольку, исходя из приведенного толкования Верховным Судом РФ ст. 76 УК РФ, потерпевший самостоятельно определяет способы заглаживания вреда, и полное возмещение материального ущерба не является единственным таким способом, освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим не является гарантией отказа в удовлетворении возможных будущих исков о возмещении материального ущерба.
Так, например, Липецкий областной суд в апелляционном определении от 31.07.2017 г. по делу N 33-2743/2017, признавая ошибочным довод ответчика о том, что после прекращения уголовного дела за примирением, истец не имел права на предъявление требований гражданско-правового характера, указал, что прекращение уголовного дела по нереабилитирующему основанию не лишает лиц, потерпевших от преступлений, права требовать компенсации причиненного ущерба.