427Документов
доступно

Ответ на вопрос

  • Перевозки

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, почему при приобретении проездного билета на метро, меня, во-первых, ограничивают во времени его использования, а во-вторых, почему я не могу вернуть его, если не воспользовалась проездным билетом? Почему, оплатив билет, я не могу пользоваться им год? Я понимаю, что тарифы и порядок обращения билетов в метрополитене устанавливает Правительство Москвы, но разве это не нарушает наших прав? У меня ведь нет выбора. А, например, во многих странах Европы нет ограничений по времени использования проездных билетов. Также, если я хочу вернуть билет на ж/д или авиабилет, специальные Законы предусматривают эту возможность. С метро же такой возможности отдельными Законами не установлено. А ведь мне оказывают те же услуги перевозки. Я считаю, что невозможность вернуть билет на метро нарушает ст. 32 Закона о защите прав потребителей. Согласны ли Вы со мной? Спасибо.

    Петренко Александра Михайловна 2 декабря 2010, 08:15

  • Ответ эксперта

    24 января 2011

    Здравствуйте! Ответ: исходя из содержания действующего законодательства и позиции Верховного Суда Российской Федерации нарушения прав граждан в такой ситуации нет.

    В силу абз.2 п.2 ст.784 Гражданского кодекса Российской Федерации (в дальнейшем – ГК РФ) общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

    Таким образом, действующее законодательство допускает возможность установления условий договора перевозки, помимо законов, иными нормативными актами.

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» государственное регулирование цен перевозок пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ.

    Согласно п. 2.2. Правил пользования Московским метрополитеном, утвержденных Постановлением Правительства Москвы № 844-ПП от 16.09.2008г., величина оплаты проезда пассажира и провоза багажа устанавливается в порядке, определенном законодательством.

    Постановлением Правительства Москвы «О проездных билетах на Московском метрополитене» от 18.12.2007 г. № 1084-ПП утверждены Виды и сроки действия проездных билетов на Московском метрополитене, в соответствии с которыми проездные билеты с лимитом поездок имеют также временные ограничения по сроку их использования.

    Соответствующие тарифы на услуги по перевозке пассажиров и багажа общественным транспортом города Москвы, в том числе Московским метрополитеном, утверждены Постановлением Правительства Москвы от 14 декабря 2010 года № 1062-ПП.

    Названные акты устанавливают условия договора перевозки, который заключается между гражданином и ГУП «Московский метрополитен», соответственно к таким отношениям должны применяться положения гражданского законодательства. Пунктом 2 ст. 789 ГК РФ предусмотрено, что договор перевозки пассажира является публичным договором. Этот договор в соответствии со ст. 428 ГК РФ является договором присоединения, условия которого могут быть приняты стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Условия договора перевозки законодательно определены согласно вышеназванной статье 784 ГК РФ, в соответствии с которой условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Таким образом, покупая билеты, пассажиры заключают публичный договор с ГУП «Московский метрополитен» и, соответственно, соглашаются с существующими тарифами и прочими условиями перевозки, информация о которых общедоступна.

    При этом ранее Верховный суд Российской Федерации придерживался позиции, что Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № 2300-1, в том числе его положения о недействительности условий договора, ущемляющих права потребителей (ст. 16), и о праве потребителя в любое время отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов (ст. 32),  к спорным отношениям не применяется, поскольку названный закон в статье 1 отдает приоритет в вопросе регулирования отношений в области защиты прав потребителей Гражданскому кодексу РФ, а тот, в свою очередь, в уже упоминавшейся ст. 784 содержит ссылку на иные законы и издаваемые в соответствии с ними правила (Решение Верховного Суда РФ  от 17 октября 2002 г. № ГКПИ02-411).

    В относительно же  недавнем Определении от 18 марта 2009 г. № 78-Г09-8, в котором рассматривалось заявление об оспаривании положений распоряжения Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга от 27.06.2007 № 31-р «О видах проездных билетов и порядке их обращения», устанавливающих, что деньги за неиспользованные проездные билеты и разовые проездные билеты, в том числе за неиспользованные поездки, не выплачиваются, Верховный Суд РФ пришел к выводу о том, что «учитывая, что государственное регулирование цен перевозок пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении представляет собой комплекс методов, способов, направленных на упорядочение ценовой политики государства в этой сфере и осуществляемых в процессе государственно-властной деятельности, … к вопросу, урегулированному в оспариваемой части гражданское законодательство, не применяется». И далее: «Вопрос ценообразования перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, федеральным законодателем в настоящее время не решен, а, следовательно, субъект Российской Федерации … не лишен был возможности самостоятельно установить виды проездных билетов и порядок, условия их обращения».

    Таким образом, Верховный Суд РФ пресек возможность применения к спорным отношениям норм Гражданского кодекса РФ о неосновательном обогащении, а также п.2 ст.428 ГК РФ, устанавливающего, что присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.

    Однако определенную логику можно найти и исходя из следующего. Как следует из содержания Постановления Правительства Москвы от 14 декабря 2010 года № 1062-ПП, которым утверждены тарифы на услуги по перевозке пассажиров и багажа, оказываемые ГУП «Московский метрополитен», на 2011 год, стоимость одной поездки тем ниже, чем на большое число поездок приобретен билет. То есть стоимость одной поездки при покупке билета на 10 поездок оказывается ниже стоимости одной поездки по билету на 5 поездок. Таким образом, пассажиру предоставляются льготные условия. А при льготных условиях всегда могут существовать какие-либо ограничения.


    Средняя оценка: 2.33 (9 голосов)
    Оцените ответ: 
Задать вопрос

На вопросы ответил

Файзуллин Руслан ВагизовичФайзуллин Руслан Вагизович
аспирант кафедры гражданского права СФУ

Все эксперты

Популярное

Эксперты

Все эксперты